Найти в Дзене
Розовая Овца

"Сказка странствий": о ценностях вечных и о любви

Как-то так сложилось, что к этому фильму я шла более тридцати лет. В 1983 году не посмотрела, а потом и просто про него забыла. Но фильм настолько знаменит, что статьи и отзывы о нём довольно часто попадаются в сети. И здесь, на Дзене, о нём много написано. Но я старалась ничего о «Сказке странствий» не читать, чтобы не испортить впечатление чужими мнениями, ни хвалебными, ни критическими, ни даже знать подробности сюжета.

Марта и Май. Скриншот автора
Марта и Май. Скриншот автора

Двое нищих сирот, Марта и Май, отмечают Рождество. Ну как отмечают – разбирают мешок с подаянием, сортируют, что отдать мышам, а что самим съесть. Май говорит, что они могли бы жить очень богато. Но Марта обрывает брата. Оказывается, у мальчика есть дар – он чувствует золото и может искать клады. Но при этом сам испытывает невыносимую боль. Марта понимает, что грозит мальчику, если кто-нибудь узнает об этой способности, и скрывает это ото всех. Дети засыпают. А в это время происходит чудо – их камина вылезает Дед Мороз (да, так в фильме, хотя правильнее бы было назвать «Санта-Клаус»), который вовсе не волшебник с подарками, а разбойник Горгон, который похищает Мая. Проснувшись, Марта бросается на поиски брата…

Вот такая завязка истории. Я бы не назвала её сказкой, тем более детской. Скорее фэнтези. В сказках, как правило, добро безоговорочно побеждает зло, здесь же всё несколько сложнее. Но до финала ещё далеко и не будем торопить события.

…Замёрзшую в лесу Марту нашел бродячий лекарь Орландо и подобрал её, для опытов, посчитав умершей. Он препарировал мёртвых, чтобы помогать живым. Вот такая странная встреча двух абсолютно разных людей. Случайные попутчики. Марта с подростковым максимализмом не признающая ничего, кроме поисков брата. Ей не нужны ни еда, ни отдых, ни сон. Её не интересуют ни идеи, ни изобретения Орландо. У неё есть конкретная цель и ничего отвлекающего вокруг не существует. Орландо – врач, поэт и философ. «Гиппократ, Овидий и Аристотель, и все в одном лице» как насмешливо говорит о нём судья в трактире. Орландо ломает собой стереотипы, он отнюдь не учёный-аскет, стоящий выше всего земного. Напротив, наш странствующий гений, Леонардо своего мира (ведь имя Орландо не случайно?) – живой человек из плоти и крови, и ничего плотское ему не чуждо, ни вкусная еда, ни девицы из трактира. Орландо – бесконечно добрый и мягкий человек, стесняющийся этого в себе и пытающийся закрыться цинизмом, а получаются грустные шутки-афоризмы. Прагматик Марта и романтик Орландо уравновешивают друг друга.

Орландо – наивный утопист, создавший собственную концепцию мироустройства как единства Земли и людей. Как одухотворённо он рассказывает о ней на суде в тюрьме, куда они с Мартой попали по доносу Горгона. Но обратите внимание, кому, или точнее, чему, он рассказывает свои идеи переустройства мира – мягко говоря, седалищам своих судей, которые дают распоряжения поварам насчёт обеда. «Кончил свою болтовню?» Ну так получи приговор – «предать смерти восемь раз».

Орландо замуровывают в башне, обрекая на медленную смерть. В последний момент Марта забирается к нему и пролом закладывают камнями. И именно Марта не даёт Орландо совершенно отчаяться, заставляет его думать и искать выход. И он находит спасение – крылья. Но вырвавшись из тюрьмы, они прилетают в зачумлённый город. Орландо предлагает улететь от чумы на крыльях, но Марта, не задумываясь, рвёт их на тряпки, чтобы одеть найденных в лесу детей. Орландо в шоке, ведь на полотне были записаны и нарисованы его великие идеи, которые он вряд ли сумеет повторить.

Марта, Орландо и дети остаются ночевать в лесу. И Марта признаётся Орландо в любви. А он ей. Нет, это не то о чём вы могли подумать. Марта спрашивает, не оставит ли он их, когда найдут Мая? Конечно, нет. Ведь они уже стали как родные. И никогда бы не оставил. Если бы не Чума, которая явилась к их костру. Защищая Марту и детей, Орландо сжёг её, но сам заразился и умер. Пришли могильщики и сожгли его тело. А Марта легла на его пепел, всё, что осталось от лучшего в мире Орландо…

Банальность скажу, но Орландо – одна из лучших ролей Андрея Миронова в кино. Не смешная, не комедийная, хоть его герой много шутит в фильме. Не слишком люблю актрис-травести. Почему-то подбешивала в начале фильма Татьяна Аксюта. Очевидно, потому что не могу взрослую женщину воспринимать как ребёнка-подростка. Но в финале она чудесна. Какие эмоции, какие глаза. Горгона сыграл Лев Дуров. По-моему, достаточно только назвать это имя, и будет понятно, что исполнение будет превосходным. Похвалю обоих Маев: и маленького – Ксению Пирятинскую, и взрослого – Валерия Сторожика.

А теперь ложка дёгтя. Александр Митта – замечательный режиссёр. Но в начале фильма было ощущение, что я смотрю другое кино, «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Авторский стиль, конечно, но прямая аллюзия. Ну и так называемые «комбинированные съемки»: лодки в море, дракон огнедышащий и полёт на крыльях. Ведь был же «Экипаж» тремя годами раньше, не бил там так по глазам макет самолёта. И не понравилась мне массовка: еле шевелящиеся тётеньки, изображающие погоню, и картинно падающие на землю дяденьки.

Финал неожиданный, красивый и в общем-то открытый. Через десять лет скитаний Марта находит брата. Теперь он принц и живёт в замке. Горгон заставлял его искать золото, и теперь они неимоверно богаты. Да и дар (или всё же проклятие?) Мая стал ещё сильнее. Он теперь не только чувствует золото, но и может притягивать его к себе. Горгон воспитал его по своему образу и подобию, жестоким и бездушным. На охоте он приказывает затравить нищенку в поле собаками, но узнаёт в ней Марту. Казалось бы, вот и развязка, брат и сестра наконец-то встретились и тут и сказочке конец. Но Марта, увидев во что Горгон превратил Мая и посмотрев на разгул, который происходит в замке, разочарована. Горгон, который по-своему «полюбил» Мая, считая его продолжателем своих чёрных дел, боится, что Марта уведёт его с собой. Марту заточают в башню. По замыслу Горгона Май должен помочь ей бежать, дав верёвочную лестницу, которая оборвётся, и Марта разобьётся и погибнет. Май приходит к сестре, но она отказывается бежать и говорит ему об Орландо, погибшем ради него, о том, что Май превратился в чудовище, и что сама она теперь хочет умереть. Потрясённый Май своим волшебным даром разрушает замок…

…Вытащив Мая из-под обломков, Марта собирается уходить, сказав напоследок брату: «Если бы ты знал, какой человек погиб из-за тебя. Лучше бы я тебя не находила.» Но растерянный Май говорит ей: «Я думал, что мы полетим домой.» Ему привиделось, что они летят на самодельных синих крыльях. «Орландо?» - обращается к Маю изумлённая Марта. И он сходу отвечает: «Что, девочка?» Как когда-то Орландо. Вот так. Реинкарнация или переселение душ. Но это уже не Май. Марта просит его нарисовать эти крылья. И он рисует их на разрушенной стене. А Марта всё смотрит и смотрит…

А что будет дальше? Что будет с Мартой, с Маем-Орландо? Что будет с их миром, в котором, по сути, ничего не изменилось. Ну стало меньше на горстку мерзавцев. Рано или поздно на руины замка придут люди и будут раскапывать их в поисках золота. Добро не победило.

Спасибо, что дочитали до конца! Отдельное спасибо за лайк и подписку на канал ).

Заходите, дорогие читатели, не стесняйтесь). Листайте статьи, читайте, пишите ваше мнение, спорьте. Буду очень рада, если вы найдёте что-либо интересное для себя на моём канале.

Что ещё интересного почитать и картинки посмотреть:

"Три толстяка" на любой вкус : артхаус, стимпанк и историческое фэнтези

"Русалочка" из СССР и немного о толерантности

"Красавица и Чудовище": красивая и необычная интерпретация известной сказки с Венсаном Касселем

"Приключения Буратино": Три классические версии и один малоизвестный сиквел

Фильм "13-й воин": варяжская версия "Семи самураев"