Найти в Дзене
Антитопор

Нападение Турции на Армению: могло ли быть?

Сегодня не только годовщина подписания Московского договора. 16 марта 1995 года был подписан Договор о российской военной базе на территории Республики Армении, закрепивший статус базы на 25 лет, позже продлённый. Это была 102-ая российская база, бывшая 127-ая мотострелковая дивизия. Вопрос размещения базы напрямую связан с угрозой турецкого вторжения.
В 1992-1993 годах данный вопрос был во

Сегодня не только годовщина подписания Московского договора. 16 марта 1995 года был подписан Договор о российской военной базе на территории Республики Армении, закрепивший статус базы на 25 лет, позже продлённый. Это была 102-ая российская база, бывшая 127-ая мотострелковая дивизия. Вопрос размещения базы напрямую связан с угрозой турецкого вторжения.

В 1992-1993 годах данный вопрос был во многом актуален. Армия Освобождения Арцаха не только взяла под контроль территорию НКАО. 18 мая 1992 армяне берут Бердзор, а 27 марта 1993 года - Карвачар. Это была уже территория двух районов, являвшихся историческим Арцахом и Сюником, но территориально являвшихся частями Лачинского и Кельбаджарского района Азербайджанской ССР.

Турция стала опасаться дальнейшего расширения армянского наступления на сам Азербайджан, на фоне углубившегося политического кризиса в последнем. Уже второй за всю войну президент подал в отставку, поход Сурет Гусейнова, сепаратизм Талыш-Муганской Республики. Война уничтожала систему изнутри, поэтому с лета 1993 года в Турции на полном серьёзе обсуждался вопрос вторжения в Армению.

Это озвучивали и президент Тургут Озал, и премьер-министры Сулейман Демирель и позже Тансу Чиллер. Последняя открыто говорила, что Турция "больше не может терпеть". Турция активно переговаривалась и с США, и с Россией по этому поводу. Известно, что министр обороны Павел Грачёв выступал против участия последних и есть версии, что именно он настоял на том, чтобы Ельцин отказал Демирелю в такой возможности.

Как известно из интервью бывшего министра национальной безопасности Шахназаряна, США также высказалось в разговоре с Демирелем, что даже при договоре с Россией они не позволят случиться подобному. Как говорил генерал Шапошников, это приведёт к Третьей мировой, так как при подобном сценарии в конфликт вмешается и Россия, и США, и Иран.

Мы видим с одной стороны объективные причины, по которым Турция не обладает должными геополитическими ресурсами ни тогда, ни сейчас. С другой стороны, Армения не могла бы выдержать два фронта и потому размещённая база стала фактором безопасности в такой ситуации. Но так ли всё однозначно с тем, что Россия есть фактор сдерживания?

К сожалению, нет. Говоря о России, мы не можем подразумевать монолитное образование. Как и другие государства, она зависит от правящей элиты и внутренней политики, тесно переплетённой со внешней. Проблему составляет то, что нынешняя элита Россия слишком молода в связи с распадом СССР, поэтому может быть подвержена кризису, который ударит и по самой Армении.

Подобное было в октябре 1993 года, во время конституционного кризиса. Против правительства Ельцина и Черномырдина выступил Руцкой с Хасбулатовым. 3 октября произошёл расстрел Белого дома или "Ельцинский переворот", в результате которого президенту удалось сохранить власть и окончательно решить вопрос сохранения своих позиций.

Чем эти события важны для Армении? Дело в том, что противостоящий Ельцину блок представлен Хасбулатовым, крайне протурецким политиком, неоднократно считавшим, что в распаде СССР виноваты именно армяне своими агрессивными действиями. Он был в крайне тесных отношениях с Гейдаром Алиевым, да и вообще считал, что его происхождение с Кавказа даёт преимущества в общении с Турцией.

Тансу Чиллер называла его "другом Турции". А ещё на стороне Хасбулатова был Альберт Макашов, который должен был стать зам. министра обороны в случае удачи в свержении Ельцина. Последний был комендантом в Ереване в своё время и по его приказу арестовали членов Комитета "Карабах". Фактически, против Ельцина шла крайне протурецкая и антиармянская коалиция.

Хасбулатов критиковал зацикленность России на Армении, намекая, что при его власти ситуация бы изменилась. Так бы и было, ведь 3 октября не только решалась судьба России, но и Азербайджана. В этот же день избирался Гейдар Алиев. В эти же дни Тансу Чиллер уже "не могла ждать". Сценарий, однако, не удался.

О чём это нам говорит? О том, что если бы турки и не напали, но политика по отношению к Армении могла бы моментально измениться. Это указывает на том, что абсолютно доверять России крайне опасно. Хоть и нынешнее правление Путина куда теснее работает с Турцией в угоду финансам, но в ущерб геополитике, но оно всё ещё пытается сохранить баланс сил в регионе. При ином правительстве всё может обернуться катастрофой.

Вкупе с тем, что по отношении к Армении сейчас применяют мягкую силу в виде открытия границ и прочего, то война и не обязательна, особенно если в России элиты предпочтут выбрать "евразийский вектор" доминирующим. Протурецких политиков в России ныне достаточно. Армения напрямую зависит экономически и военно-стратегически от России. Сами понимаете, чем это может закончиться.

Артур Акопян
ИАПС Антитопор