Уже давно смотрю скандинавский кинематограф, и исландские фильмы в частности. И хочу заметить, что в основном фильмы, которые там снимают отличаются своей подлинной драматичностью.
Фильм «Воробьи» оставляет по-настоящему глубокое впечатление и проявляет желание высказаться. Безусловно это драма, и вне сомнений социальная. Режиссеру с первых кадров удается погрузить зрителя в образ главного героя и взглянуть на все глазами наблюдателя. Наблюдатель- это молодой человек, который пытаясь адаптироваться к новым обстоятельствам своей жизни, не успевает за ними и как бы наблюдает себя со стороны. В фильме явно было передано становление главного героя, его взросления, а точнее очевидное нежелание взрослеть именно таким образом, каким тут предлагается. Это так же противостояние личности среде и, планомерно взращённой ее, пастве. Становится обидно за мальчика, именно гадко на душе, что его погружают в эту среду «взросления», где бурным цветом расцветают алкоголь, наркотики и безответственность старших.
В фильме, на мой взгляд, есть очевидная философская линия и если хотите, сакральный смысл. В самом начале мы видим хор мальчиков в светлых одеждах в аскетично-чистом соборе, где нет ничего лишнего. Далее наш герой покидает свой родной дом, уезжает на север Исландии, и как бы сразу облачается в черное. Это некий переход из духовного мира в мир материальный, который живет по своим правилам. Подобный поворот сюжета можно наблюдать в фильме «Самсара», где молодой монах Таши, который провел в медитации длительный срок, решает поменять жизнь монаха на жизнь в миру. Однако он идет в это осознанно, им движет желание узнать мирскую жизнь. А наш юноша Ари попадает в эти обстоятельства насильственно, отчего он так отчаянно злится на мать, которая не хочет его понять и отправляет туда, где уже не будет лучше.
Среда делает свое гнусное дело: первая драка, первый заработок, первое возбуждение, первая любовь, первый секс, пьяные вечеринки и наркотик, и как итог — разочарование и грустный осадок от всего перечисленного. У зрителя возникает ощущение чего-то неправильного, что так не должно быть. Несправедливо, что юноша, обладающий природной нравственностью, который так тонко чувствует этот мир и передает своим голосом красоту и гармонию жизни, попадает в мир, где царит хаос и насилие.
Но это на первый взгляд, потому что во-первых столкновения с реальным миром не избежать, во-вторых мы видим, что происходит самое главное в конце фильма, что внутренняя сила личности побеждает. Чувствуя себя заложником ситуации, Ари совершает поступок, он осознает ответственность за девушку и по-своему пытается исправить ситуацию. Заканчивается фильм неоднозначно. С одной стороны кажется, что перспектив у парня нет — рыбная ферма, вечно-пьяное окружение, пример отца — пессимистично. С другой стороны, хочется думать, что у него все будет хорошо, потому что он уже поступает так как поступает, а трудности лишь закалят характер, который ему обязательно пригодится в жизни.