17 января (по старому стилю) 1917 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы французского композитора Даниэля Обера «Фенелла» - в оригинале «Мазаньелло, или Немая из Портичи». Спустя всего несколько дней по распоряжению Министерства внутренних дел ее сняли из репертуара - с формулировкой «за вредное направление постановки». В чем тут дело?
Наполненная чудными мелодиями и дуэтами, опера Обера содержала грандиозные сценические эффекты. Присутствовала там и душераздирающая романтическая линия. Влюбленная в сына испанского короля немая от рождения неаполитанка Фенелла была брошена им ради династического брака. В финале оперы отвергнутая девушка, убитая сообщением о гибели брата-мятежника, бросается со скалы - вниз, где растекаются потоки раскаленной вулканической лавы...
Однако известность опера получила и за свой бунтарский дух. В ряде европейских столиц в первой трети ХIХ века этот спектакль нередко заканчивался манифестациям в зрительном зале.
Вот и теперь на сцене Мариинского театра была воссоздана подлинно революционная атмосфера: устроены баррикады, горел дворец вице-короля, а хористы, изображавшие в одной из сцен простой люд, буйно жестикулируя, ритмично выкрикивали: «Кинжалов! Огня!», «Кинжалов! Огня!»...
Накануне премьеры композитор А. С. Танеев в кулуарах театра полуиронично заметил: «Если сегодня вспыхнет революция, вы мне скажите - я лучше уйду раньше конца оперы».
Годы спустя Матильда Кшесинская вспоминала: «Всем было как-то жутко играть в этой опере: на сцене изображалась революция, вся сцена была залита заревом пожара, как будто предвещая, что у нас будет то же, не только на сцене, но на самом деле. Действительно: не прошло и месяца с небольшим, как вспыхнула революция».
Сама прима императорской сцены в спектакле выступила в балетной партии главной героини. Предводителя восставших приморских мятежников исполнил выдающийся тенор той поры Иван Ершов.
У офицеров Финляндского полка спектакль не вызвал бунтарских настроений, но власти все же поторопились запретить постановку музыкальной новинки.
Запрет оперы Обера перевел ее в разряд «гонимых», а значит, в новую эпоху она оказалась достойной быть исполненной перед новой публикой: недаром именно ею решено было отметить первую годовщину Октябрьского переворота в ноябре 1918 года. Все с тем же Иваном Ершовым в роли «партизана» Мазаньелло, но уже без участия Кшесинской: она к тому времени покинула Петроград, а вскоре и Россию. Фенеллу изобразила талантливая балерина Елена Смирнова, впоследствии тоже эмигрантка.
По материалам рубрики «Наследие» автора Леонида Сидоренко.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.