Михаил Александрович Врубель - один из самых значительных русских живописцев конца XIX-начала XX века, чье самобытное творчество, тяготеющее к веяниям "модерна", сочетало в себе яркую декоративность формы с драматичным, трагичным содержанием, визуальную роскошь - с мрачными, тревожными настроениями картин и рисунков.
Врубель обращался не только к живописи, но и к книжной графике (иллюстрации к "Демону " Лермонтова),
к скульптуре («готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова, голова Демона),
к театральным костюмам ("собственноручно одевал жену - певицу Надежду Ивановну Забелу перед спектаклями: переделал костюм для роли онегинской Татьяны") и декорациям (к опере-сказке Э. Гумпердинка « Гензель и Гретель ») . Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в работах художника сполна.
Особенности творчества художника Михаила Врубеля: блестящий колорист (поэт Блок говорил о "борьбе золота и синевы" на его картинах), Врубель был еще и непревзойденным рисовальщиком (в иллюстрациях к Лермонтову и другой графике он добивается "черно-белой красочности"); интересовался монументальной росписью (делал эскизы для фресок Владимирского собора в Киеве, писал большие панно на мифологические сюжеты) и декоративно-прикладным искусством (среди произведений Врубеля - майоликовая скульптура, печные изразцы, керамические вазы, эскизы театральных костюмов и декораций для спектаклей, разработка интерьерных и даже архитектурных решений).
Михаил Врубель появился на свет 17 марта 1856 года в Омске. Происходит из российского дворянского рода польского происхождения (фамилия образована от польск. wróbel — воробей). Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Саратове, Петербурге и других городах.
Частые роды и климат Омска привели мать Михаила к преждевременной смерти от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать, лёжа в постели, вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги, что не могло не отразиться впоследствии на его тяге к изобразительному искусству. Уже в совсем юном возрасте мальчик проявлял большой интерес к книжным иллюстрациям.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии ) — это была Пятая городская гимназия , в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам , литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников . При этом больше всего его занимало естествознание.
Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале « Фауста » и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского . Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о « Передвижной художественной выставке », прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы.
После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет на модный тогда юридический факультет. В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента.
В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям — классическим и современным. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном» - работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично, и весьма тщательно отделано».
С осени 1880 года Врубель стал вольнослушателем Академии художеств и, по-видимому, сразу стал частным образом заниматься в мастерской художника, педагога П. П. Чистякова. Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.
Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля — набросок «Пирующие римляне». Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет.
Михаилу Врубелю так и не удалось официально окончить Академии, несмотря на сопутствовавший ему формальный успех: композиция « Обручение Марии с Иосифом » удостоилась весной 1883 года второй серебряной медали Академии.
Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви XII века в Киеве. Предложение было лестным и сулило хороший заработок, художник согласился ехать после окончания учебного года. Врубель создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.
Киевские работы Врубеля оказались важным этапом в его художественной биографии: он впервые смог завершить весьма монументальный замысел и при этом обратиться к первоосновам русского искусства. Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора.
После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма. Но его работы вызывают недоумение у заказчиков и вскоре Михаила Александровича отстраняют от работы.
В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским , Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова . Среди них были рисунки к поэме «Демон» . А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен. Его серия «демонов» стала хрестоматийной для стиля модерн рубежа XIX и XX веков. В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.
В 1896 году в Петербурге Михаил Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой – она исполняла роль в опере «Гензель и Гретель», декорации к которой заказали художнику. Врубель сделал ей предложение едва ли не в тот же день (в письме сестре он клялся, что покончил бы с собой в случае отказа). Забела слышала, что Врубель сильно пьет и практически все время нищенствует, но все же ответила «да».
В 1901 году у Врубелей родился сын, которого назвали Саввой. Это событие полностью изменило ситуацию: мать на время оставила сцену, Михаилу Александровичу пришлось обеспечивать семью самостоятельно. Савва родился с «заячьей губой», дефект произвел на отца тягостное впечатление – ему виделся в этом дурной знак. Михаил Врубель снова начал сползать в депрессию и работал над картиной «Демон поверженный» по 14 часов в сутки. Он был одержим этой работой – выполнив задуманное, переделывал снова и снова. Время от времени художник уходил в запой и становился особенно буен – однажды жене даже пришлось спасаться от него бегством к родственникам в Рязани. Весной 1902-го Михаил Врубель был впервые госпитализирован с симптомами острого психического расстройства.
В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге.
Одна клиника следовала за другой. Манию величия сменяли припадки самоуничижения. Иногда наступало временное просветление, за которым следовал очередной кризис. Особенно сильным ударом по нестабильной психике Врубеля стала смерть сына в 1903-м: вскоре после этого состояние его настолько ухудшилось, что говорить о нем стали в прошедшем времени, хотя художник оставался творчески активен до 1906 года.
В 1906 году Михаил Врубель полностью ослеп. По словам Анны Врубель – любимой сестры художника, которая была ему сиделкой в последние годы, - он неоднократно говорил, что устал жить. В феврале 1910-го Врубель открыл форточку и долго вдыхал морозный воздух, что спровоцировало пневмонию. Возможно, он сделал это неосознанно: последний год он был погружен в свои галлюцинации и вряд ли четко осознавал, что делает. Впрочем, накануне смерти Михаил Врубель причесался, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь - поедем в Академию» . На следующий день гроб с телом художника был установлен в Академии художеств – Врубель и здесь оказался провидцем. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Над могилой Врубеля Александр Блок сказал:
«Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим» .
#михаил врубель
#русские художники
#русская живопись
#история искусства
#творчество есть жизнь
#биография