Найти тему

Ангелы и демоны Михаила Врубеля.

фото 1898 года
фото 1898 года

Михаил Александрович Врубель - один из самых значительных русских живописцев конца XIX-начала XX века, чье самобытное творчество, тяготеющее к веяниям "модерна", сочетало в себе яркую декоративность формы с драматичным, трагичным содержанием, визуальную роскошь - с мрачными, тревожными настроениями картин и рисунков.

Врубель обращался не только к живописи, но и к книжной графике (иллюстрации к "Демону " Лермонтова),

-2

к скульптуре («готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова, голова Демона),

скульптура "Роберт и монахини"
скульптура "Роберт и монахини"

к театральным костюмам ("собственноручно одевал жену - певицу Надежду Ивановну Забелу перед спектаклями: переделал костюм для роли онегинской Татьяны") и декорациям (к опере-сказке Э. Гумпердинка « Гензель и Гретель ») . Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в работах художника сполна.

Особенности творчества художника Михаила Врубеля: блестящий колорист (поэт Блок говорил о "борьбе золота и синевы" на его картинах), Врубель был еще и непревзойденным рисовальщиком (в иллюстрациях к Лермонтову и другой графике он добивается "черно-белой красочности"); интересовался монументальной росписью (делал эскизы для фресок Владимирского собора в Киеве, писал большие панно на мифологические сюжеты) и декоративно-прикладным искусством (среди произведений Врубеля - майоликовая скульптура, печные изразцы, керамические вазы, эскизы театральных костюмов и декораций для спектаклей, разработка интерьерных и даже архитектурных решений).

Михаил Врубель появился на свет 17 марта 1856 года в Омске. Происходит из российского дворянского рода польского происхождения (фамилия образована от польск. wróbel  — воробей). Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Саратове, Петербурге и других городах.

Частые роды и климат Омска привели мать Михаила к преждевременной смерти от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать, лёжа в постели, вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги, что не могло не отразиться впоследствии на его тяге к изобразительному искусству. Уже в совсем юном возрасте мальчик проявлял большой интерес к книжным иллюстрациям.

Михаил Врубель и его сестра Анна.
Михаил Врубель и его сестра Анна.

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии ) — это была Пятая городская гимназия , в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам , литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников . При этом больше всего его занимало естествознание.

Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале « Фауста » и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского . Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о « Передвижной художественной выставке », прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы.

После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет на модный тогда юридический факультет. В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента.

В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям — классическим и современным. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном» - работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично, и весьма тщательно отделано».

свидание Анны Карениной с сыном
свидание Анны Карениной с сыном

С осени 1880 года Врубель стал вольнослушателем Академии художеств и, по-видимому, сразу стал частным образом заниматься в мастерской художника, педагога П. П. Чистякова. Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.

Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля — набросок «Пирующие римляне». Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет.

пирующие римляне
пирующие римляне

Михаилу Врубелю так и не удалось официально окончить Академии, несмотря на сопутствовавший ему формальный успех: композиция « Обручение Марии с Иосифом » удостоилась весной 1883 года второй серебряной медали Академии.

Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви XII века в Киеве. Предложение было лестным и сулило хороший заработок, художник согласился ехать после окончания учебного года. Врубель создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.

иконы, написанные Врубелем для Кирилловской церкви
иконы, написанные Врубелем для Кирилловской церкви

Киевские работы Врубеля оказались важным этапом в его художественной биографии: он впервые смог завершить весьма монументальный замысел и при этом обратиться к первоосновам русского искусства. Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора.

После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма. Но его работы вызывают недоумение у заказчиков и вскоре Михаила Александровича отстраняют от работы.

В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским , Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова . Среди них были рисунки к поэме «Демон» . А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен. Его серия «демонов» стала хрестоматийной для стиля модерн рубежа XIX и XX веков. В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.

"Демон сидящий"
"Демон сидящий"

В 1896 году в Петербурге Михаил Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой – она исполняла роль в опере «Гензель и Гретель», декорации к которой заказали художнику. Врубель сделал ей предложение едва ли не в тот же день (в письме сестре он клялся, что покончил бы с собой в случае отказа). Забела слышала, что Врубель сильно пьет и практически все время нищенствует, но все же ответила «да».

В 1901 году у Врубелей родился сын, которого назвали Саввой. Это событие полностью изменило ситуацию: мать на время оставила сцену, Михаилу Александровичу пришлось обеспечивать семью самостоятельно. Савва родился с «заячьей губой», дефект произвел на отца тягостное впечатление – ему виделся в этом дурной знак. Михаил Врубель снова начал сползать в депрессию и работал над картиной «Демон поверженный»  по 14 часов в сутки. Он был одержим этой работой – выполнив задуманное, переделывал снова и снова. Время от времени художник уходил в запой и становился особенно буен – однажды жене даже пришлось спасаться от него бегством к родственникам в Рязани. Весной 1902-го Михаил Врубель был впервые госпитализирован с симптомами острого психического расстройства.

В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге.

"демон поверженный"
"демон поверженный"

Одна клиника следовала за другой. Манию величия сменяли припадки самоуничижения. Иногда наступало временное просветление, за которым следовал очередной кризис. Особенно сильным ударом по нестабильной психике Врубеля стала смерть сына в 1903-м: вскоре после этого состояние его настолько ухудшилось, что говорить о нем стали в прошедшем времени, хотя художник оставался творчески активен до 1906 года.

В 1906 году Михаил Врубель полностью ослеп. По словам Анны Врубель – любимой сестры художника, которая была ему сиделкой в последние годы, - он неоднократно говорил, что устал жить. В феврале 1910-го Врубель открыл форточку и долго вдыхал морозный воздух, что спровоцировало пневмонию. Возможно, он сделал это неосознанно: последний год он был погружен в свои галлюцинации и вряд ли четко осознавал, что делает. Впрочем, накануне смерти Михаил Врубель причесался, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь - поедем в Академию» . На следующий день гроб с телом художника был установлен в Академии художеств – Врубель и здесь оказался провидцем. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Над могилой Врубеля Александр Блок сказал:

«Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим» .

автопортрет с раковиной, 1905 год.
автопортрет с раковиной, 1905 год.

#михаил врубель

#русские художники

#русская живопись

#история искусства

#творчество есть жизнь

#биография


С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц