Ни хрена не делать – оно конечно приятно: суставы не скрипят, спина не гудит, и вообще от мира сплошные улыбки и сверкание удовольствия в мозговой коре.
В стране у нас, как и во многих других пределах, концепция эта растёт на благодатной почве «власть не та». Не та власть ни хрена не делает, ибо «народ не тот». Либо, ибо: ещё масса всего, лишь бы ни хрена не делать.
Концепция эта сгоняет люд российский в города покрупнее, где на бульварах и высоких офисных этажах «ни хрена не делать» возведено в ранг искусства и хорошо оплачивается. Отсюда разумеется вывод: сельские территории хиреют и запускаются. Точнее, хм, не так, - они так и остаются в прошлом. С чёрными рублеными избами, шатким мостиком через речку и гудком «паровоза» на котором слава Богу, можно отчалить на работу в районный центр или даже в региональную столицу…
Вот ровно из такой чёрной деревни наш герой.
В этих местах Павел Бажов отыскал свою знаменитую «Хозяйку медной горы» и «Малахитовую шкатулку». Но было это триста лет тому назад и, добрые сказки о чудных персонажах, в 21-м веке Полдневую особо не греют. Греют здесь только дрова, ибо газа до сих пор нет.
Наш герой концепцию «ни хрена не делать» не ведал с детства. Зовут его Пашкой. Ну, тогда, когда вся эта история начиналась, Пашкой был, а сейчас – Павел.
От великого количества развлечений, в деревне, где даже клуб закрыли после очередной пьяной драки, Паша с другом Костей и другими пацанами, после работы в огороде, играл в футбол на сельской дороге. От чего регулярно доставалось соседским помидорам и зелени на грядках. За что наш герой огребал и от соседей и от бабы с дедом.
"Родители привезли меня на картошку, когда мне ещё было полгода. И я вырос в этой деревне можно сказать, очень много времени здесь провёл" - Павел Завьялов.
Мяч круглый, ноги быстрые, мир интересный. Одна беда, рядом соседские грядки, а на дороге машины.
На счастье, рядом жил мужичок приметливый – Дядя Саша. И деятельный. Вышел как-то к пацанам и говорит: «Чего вы на дороге? Найдите себе место поровнее, я вам траву скошу и будете там, как на стадионе». И триммер у него в руках бензиновый, как функциональный аргумент обоснованности предложения.
Пацанов сдуло ветром на некоторое время – искать будущий футбольный стадион (в смысле – ровную поляну). Утром другого дня инструмент и сосед, уже косили траву на шикарном лугу за речкой. (речка тоже хороша, автор там сидел прямо на мостике, болтая ногами и высматривая местного голавля).
С того дня, Пашка и друзья, ходили играть в футбол на поле. Ворота конечно из полена и сумки. Про поле быстро узнали другие дети, «на футболе» начали собираться. В Полдневой появился центр притяжения.
Год прошёл, другой. На поле играют. Летом играют и зимой, снег почистив. Паша подрос, пошёл учиться, в смысле поехал конечно, в Екатеринбург.
"Я понимал, что не стану футболистом, а хотелось свою жизнь связать с этим видом спорта или хотя бы просто со спортом. И я решил, что поставлю себе цель и стану комментатором футбольным". - Павел Завьялов.
И поступил на журфак. А на выходных, он опять на поле в деревне, в гостях у бабули. На детские футбольные игры стали взрослые приходить: а чего не поглазеть, если есть минутка? За своих поболеть. Ребята играют, девчата наблюдают. Потом и девчата играют. Незаметно, капля по капле, накапало в селе общее культурно-спортивное дело. Радость, развлечение, удовольствие. Пашка натаскал от бабули деревяшек – сколотили ворота, как могли. Но долго музыка не играла...
Долго ли коротко, у земли сельской, что лежала под футболом – отыскался хозяин. Фермер. Не то, чтобы он противник футбола или болеет за Реал, но земля-то, как оказалось, всё время его и была. А тут понадобилось засеивать. Короче говоря, футбольное поле по осени вспахали. И тут бы народу пойти по домам (в глобальном смысле) и пинать мячи опять в соседские помидоры.
Но Паша с другом, сердцем и душой заболели: отпускать с такой любовью взращенное доброе и тёплое сельское движение к футболу, не хотелось. Зиму перетерпели, а весной пошли искать новое место для сельского футбола. Нашли, скосили, снова мяч и деревянные ворота.
Важное уточнение: в селе, ни кружков ни секций нет. Местный физрук пытался устроить волейбол, но плачевное помещение спортзала эту инициативу свернуло обратно на уровень идеи.
Вот это самое поле, которое с юмором парни назвали Сантьяго-Полдневая, мы и увидели, оказавшись в селе.
Сантьяго, как вы помните – это столица Чили. Футбол там любят и ценят, и играют. В общем, весёлыми футбольными ветрами, пацанам в деревне по дороге в Челябинск, надуло пошутить, поэтому – Сантьяго-Полдневая. Хотя вскоре, про Сантьяго забудут, ибо Полдневая станет популярной без приставок.
«В начале второго курса появилась идея провести детский футбольный турнир» – Павел Завьялов.
По совету друзей, и не веря в удачу, Паша устраивается-таки на стажировку в пресс-службу ФК «Урал» (где трудится и по сей день и уже комментирует некоторые матчи).
Паша закидывает удочку в местную школу: а не устроить ли нам детский турнир? На радость, в школе маялся от скудности простора молодой учитель физкультуры Азат (тот самый, что хотел волейбол). Он эту идею категорически поддержал: очень хотелось событий и вывести ребят на простор из неликвидного спортзала (я там был, спортзалом это назвать трудно).
«Я знаю, что у нас самый бедный спортзал среди всех сёл Полевского городского округа» - Павел Завьялов.
Мысль раскачали. Классов в деревне мало, одногодок, равных по подготовке – не наберёшь. Поэтому собирали команды по силам: и девчонки, и младшие, в общем – уравновешивали.
И понеслось. Лавочки из школы, ка трибуны. Как отвезти? А вот же у дядьки трактор, 40-ка с телегой. Физрук пригнал свою машину на поле, записав на флешку гимн России, сделали флагшток. На лавочки постелили коврики, чтобы зрительским попам было комфортно. И – провели на простом земляном поле, на краю села – первый турнир Полдневой.
«Большое видится на расстоянии. Это сейчас мы может быть: вот, вот там ребята собрались в деревне, играют в футбол. Но это дорогого стоит. Надо смотреть вперёд – это даст свои плоды». – Григорий Иванов, президент ФК "Урал".
Узнав от парня про деревню, подключились футболисты, и особенно бывший капитан команды Артём Фидлер. Дал сетку на ворота, купил мячи в магазине, добыл вратарские перчатки. В итоге сейчас пацаны ходят и в футболках и шортах Урала.
«Я считаю: вообще мелочей в футболе не бывает. И с самых низов начинается вот это всё. Это то же самое как мы сейчас хотим добиться, у нас чтобы было: сборная России, чтобы мы хорошо играли, но это же всё с детей начинается. Это всё с окраин. Везде есть ребятишки хорошие, которые и умеют играть в футбол и хотят играть в футбол. Поэтому он абсолютно правильные вещи делает и это нужно развивать и помогать этому» - Артём Фидлер.
Для тебя, мой золотой взрослый читатель, растративший свою наивность и веру в чудеса, всё это конечно детский лепет, а не серьёзное дело: «какая-то деревня, какое-то поле, какие-то дети… как это решает глобально проблему мирового зла или хотя бы нашей страны?» - спросишь меня ты.
Отвечу твоему трезвому светлому существу, что хранится у тебя где-то между сердцем и слёзными железами: деревенский футбол для деревни и людей, выращенных в мире сплочённого позитивного социума – это крыло бабочки, что меняет вселенную в лучшую сторону.
После первого турнира, уже бригада единомышленников: Паша, Азат – физрук, другие пацаны и девчонки, - потащили дело дальше. Природная поляна – это хорошо, но давайте мол сделаем свой стадион. Перепахали поле – засеяли газон, как положено, скинувшись по сто рублей на семена.
Рядом вытоптали себе площадку. Пока новое поле растёт, давай там играть. Но тут снова пришла беда – коровы.
Сельские не пуганные коровы, царицы лугов и перелесков, футбольный замысел оценили по-своему: траву они жевали, а поверхность – топтали. Новое поле Сантьяго-Полдневая оказалось исковеркано спортивно-инертными животными.
Стадион нуждался в защите и, бросив клич о помощи, парни вышли на владельца местной пилорамы. Тот принял боль сельских футболистов как свою: побрызгал от клещей, привёл на пилораму в лес – отгрузил сырья – перекрестил в дорогу (про перекрестил – художественный образ автора).
Доски и палки сами себя не сколотят, поэтому юные члены клуба и приближённые собрались и личными руками ставили столбы, пилили, таскали. А гвозди – подкинул ещё один добрый взрослый, владелец магазина Андрей Игоревич.
«Вы же сами видите, что сейчас в городе часто все в планшетах сидят, им наплевать на всё. Человека зовёшь, подростков, куда-то там, в чём-то поучаствовать – никакого интереса нет, все замкнутые в себе. А эти ребята, они общаются между собой, они команда. Они балдеют от того, что они вместе добиваются какого-то результата. И меня со стороны это радует» - Андрей Ульман, предприниматель.
Дети Полдневой загорались друг от друга. Кто-то собирался в команды, кто-то участвовал в стройке, кто-то косил траву и пас коров, чтобы купить бутсы, кто-то помогал рисовать афиши и развешивать в селе. Мальчики и девочки вместе всё это строили по крупице. Появилась даже своя медиа-группа.
«Многие смеялись, что какие-то дети проводят турнир. А мы хотели показать, что мы взрослые. Что мы не шутки шутим, мы реально хотим делать большое дело» - Павел Завьялов.
Придумали награды для детей. На детские турниры в Полдневой начало приезжать телевидение. Как местные, так и первый канал. Ребята выходили со своего поля в прямой эфир (ну или в псевдо-прямой).
«Честно говорю: если бы не было Паши, - как раньше ничего здесь не было, также наверно ничего и не происходило. Потому что у него есть инициатива, у него всплеск энергии, что нужно ребятам помочь, сделать что-то на селе, чтобы было какое-то развитие» - Азат Хаматханов, физрук.
За эти годы, футбол не только не развалился, но вырос в нечто новое. Теперь есть Сельская лига – игры с другими деревнями, приезжают команды из Екатеринбурга. А какие названия в этой сельской лиге: Полдневая, Кладовка, Косой брод – заслушаешься…
Президент ФК «Урал» подарил кубок. А футболисты Урала снабжают детей амуницией и всякой экипировкой, и другими полезными предметами.
Пашка ездит по миру с Уралом, он теперь помощник пресс-атташе. А когда есть свободная минута – едет в Полдневую. Где забор подкрутить, где с пацанами пообщаться. Он очень надеется, что есть на кого оставить это движение. Что, отпустив его во взрослую жизнь, Полдневая не отпустит ту крутоту, что создали они с пацанами.
«Я сторонник того, чтобы не ругать кого-то, говорить, что вот, жизнь такая плохая. А сторонник создавать и делать то, что зависит от нас» - Павел Завьялов.
Просто вместо «ни хрена не делать», человек по крупице делал то, чего очень хотел. И из этого выросло большое и тёплое. Он сделал не сам. Сделали люди, много людей. От малых ребят и девчат, что сами строили забор, тракториста, бабули, до предпринимателя в местном магазине и больших взрослых футболистов.
«Если бы мне никто не помогал в этом деле, то однозначно, я бы это сделать не смог» - Павел Завьялов.
Далеко не все люди готовы внести зерно, инициировать и потащить. Но люди без зерна, видя увлечённость, свет и идею, - готовы вкладывать ресурсы в общее дело, которое приносит большой позитивный результат. Так и в Полдневой - мир сплотился вокруг идеи. Кто-то гвозди принёс, кто-то доски, кто-то новый мяч и упаковку воды. Детское наивное движение в селе сломало и концепцию «ни хрена не делать» и «каждый сам за себя». Не лозунги, не обещания, а простое действие личным примером.
А вот это канал чудо футбольного движения ФК Полдневая. Кстати, смотрите, у них на флаге Бажовская ящерка.
https://www.youtube.com/channel/UCox4z2RILYZ40UdCS56CTvg/videos
Павел Завьялов – это Сергей Галицкий села Полдневая. Да, Пашка не построил современный стадион и шикарный парк, он не летает на работу на вертолёте и не имеет мощных финансовых активов, но для своей земли и для своих людей он создал событие.
Было бы круто (фантазирую), если бы Сергей Николаевич Галицкий, однажды, случайно, нашёл время, и слетал на один из турниров Полдневой. Так сказать – поднял бы престиж сельского спорта. Хотя, как показала практика, жизнь спорта на селе не в больших гостях, а в головах соседей по деревне.
Всем добра, занимайтесь спортом и, если что-то очень хочется создать – бросайте зерно. Вполне вероятно, что рядом уже есть люди с тяпками, лейками и удобрением, которым только зерна и не хватало.
А ниже - фильм о Паше и Полдневой, на канале "Время людей". Там кстати ещё много хороших историй.