Сегодня у нас две необычные встречи. Необычные, потому что этих людей практически не встретишь в известных биографиях Queen и Фредди Меркьюри. Однако оба наших сегодняшних героя так или иначе связаны с историей великой группы, поэтому это упущение исследователей нам кажется весьма несправедливым. Один из них - Даг Боги, который играл на бас-гитаре в Queen в феврале 1971 года. С ними он выступил всего на двух концертах, однако даже за столь короткий срок он вынес особенные впечатления о работе с группой. Об этом, а также многом другом Даг Боги рассказал в 2018 году на съезде испанского фан-клуба Queen в Барселоне. В качестве интервьюеров выступили члены фан-клуба.
«Мы встретились с Дагом Боги, одним из первых бас-гитаристов Queen , в отеле в Барселоне. Это был очень дружелюбный и приятный мужчина средних лет, который с готовностью согласился ответить на наши вопросы. К сожалению, через полчаса он должен был выступить на мероприятии Mercury Phoenix Trust, поэтому мы задали ему всего несколько вопросов.
Вы были бас-гитаристом Queen в 1971 году. Как вы думаете, какие события из мира культуры повлияли на музыкантов группы?
Когда-то США значительно превосходили Великобританию с точки зрения многоплановости музыкальных стилей. Ситуация начала меняться, когда на сцене появились Led Zeppelin, Yes и Jethro Tull. И на этой почве родилась Queen . Они впитали в себя лучшие музыкальные веяния той эпохи, на основе которых придумали что-то свое, то, что мы так хорошо знаем. Вот почему мелодии Queen такие разные. Думаю, что не меньшая роль принадлежит увлечениям Фредди Меркьюри, который прекрасно ориентировался в культуре того времени. Он был очень эмоциональным человеком, и все свои чувства и эмоции выплескивал в песнях. На музыкальные формы они накладывали удивительные гармонии, которые придумывали на гитаре, басу и барабанах.
Что вы можете сказать о Брайане Мэе?
Он типичный интроверт, но, как мне кажется, все гитаристы такие же. Я помню, как он запирался в своей спальне, где раздумывал над своими мелодиями. Со временем он развил свой природный талант до невероятных масштабов, и об этом теперь знает весь мир. Когда я встретил его 47 лет назад, был очень удивлен, что он использует фортепиано для сочинения песен (это было время гитар). Это показалось мне очень необычным.
Как вы оцениваете наследие Queen?
Я рад, что когда-то встретился с этой великой группой. Тогда они только начинали, но были полны самых невероятных амбиций. Фредди постоянно сидел за фортепиано, наигрывая все, что придет ему в голову. Но все его импровизации казались своеобразным переложением классики, хотя это не были произведения Шопена или Моцарта. Это было что-то похожее, но в то же время это была мелодия Фредди.
Мне особенно нравятся их баллады, которые вызывают такие трогательные эмоции. Эти песни оставляют очень приятные впечатления, что можно сравнить с путешествием к забытому дому. Поэтому их творчество по-прежнему любят. Несомненно, Фредди Меркьюри - лучший фронтмен в истории, и этот уровень еще долго будет сложно превзойти».
***
Наш следующий герой когда-то играл с известной группой Black Sabbath, а также был постоянным участником молодой команды под названием «Sector 27». С последними бас-гитарист Джо Берт разогревал публику перед выступлениями Элтона Джона, а после одного из концертов даже познакомился с Фредди Меркьюри. Через некоторое время Меркьюри предложил Берту принять участие в записи его песни «Man Made Paradise» с готовящегося сольного альбома «Mr. Bad Guy». В 2014 году бас-гитарист дал небольшое интервью официальному фан-клубу Queen.
Как началось ваше сотрудничество с Фредди Меркьюри?
Однажды я сам спросил об этом Фредди. Этот разговор состоялся в Мюнхене, сразу после концерта Элтона. Тогда «Sector 27» разогревала зрителей на всех европейских концертах Элтона Джона 1982 года.
Какие указания вы получили перед записью «Man Made Paradise» ?
В записи «Mr. Bad Guy» в основном участвовал другой бас-гитарист (Стефан Виснет. – Прим. пер.), но Фредди хотел, чтобы для песни «Man Made Paradise» я сыграл на безладовом басу (безладовая бас-гитара работает по тому же принципу, что и большая часть струнных инструментов и похожа на обычную гитару, но не имеет ладовых порожков. Такие гитары не привязаны к конкретному музыкальному строю, в отличие от ладовых инструментов. Подобный подход чаще всего используют в незападной и экспериментальной музыке. – Прим. пер.). Для него было важно, чтобы я сам придумал свою мелодию, для которой мне пришлось импровизировать. Потом Фредди особо выделил моменты, которые ему понравились, и предложил подумать над частью, которая ему показалась не слишком удачной.
Вы играли на басу только в этой песне?
Да.
Какую бас-гитару вы использовали?
Только безладовую Fender Precision – никаких излишеств! Все остальное сделал звукоинженер Мак, который создавал феноменальные вещи в студии.
Как долго вы работали над записью песни?
Три часа, но мне показалось, что пять минут! Мы записали три версии песни, но только одна вошла в окончательную версию «Mr. Bad Guy».
Как воспоминания у вас остались от работы с Фредди?
Об этой встрече у меня остались самые теплые воспоминания. Фредди был очень тактичным и внимательным человеком и никогда сразу не отвергал то, что ему не нравилось. Он достаточно мягко указывал на все недочеты, что вовсе не казалось критикой.
Он точно знал, когда нужно разбавить ситуацию шуткой, чтобы работа не превращалась в рутину. Мне очень нравилось с ним работать, да и другим музыкантам тоже.
Как бы вы его описали?
Это был Оскар Уайльд своего поколения – гений, который пытался жить внутри системы, созданной обществом.
Какая ваша любимая песня Queen?
За нескрываемый пафос первое место отдаю «We Are the Champions». В ней мне нравится все: сильнейший вокал Фредди, некая «небрежность» аранжировки, а также мощный посыл к публике.
Как вы оцениваете игру Джона Дикона?
Только по самой высокой шкале. Он очень талантливый музыкант и бас-гитарист. Но он еще писал замечательные песни!