Найти тему

Подтянуть трудного ученика

Об образовании и обучении
Об образовании и обучении

Трудные дети! Сколько тяжелых дум, тревог, огорчений приносят они и учителям, и родителям, и всему нашему обществу. До недавнего времени модным было утверждение: нет плохих школьников, есть плохие учителя. Поэтому для перестраховки слово " трудные" брали всегда в кавычки - так безопаснее. А это далеко не одно и тоже...
Но легче ли школе, родителям, общественности от таких объяснений? Трудные дети есть, от них никуда не уйдешь. Это такой маленький человек, у которого в силу самых разнообразных причин мы видим ненормальности, аномалии в умственном, эмоциональном или моральном развитии.
Наверное, не одного учителя тревожило такое: все дети в классе внимательно слушают объяснение, сразу берутся решать задачу , а у Пети ничего не получается. Пожалуй в каждой школе есть похожий ребенок. Но причина неуспеваемости, отставания, в конце концов второгодничества в каждом случае другая. За таким ребенком прочно закрепляется ярлычок - трудный. Директор школы обвиняет учителя - не сумел научить; учитель обвиняет самого ребенка - не внимательный, не достаточно усидчив, ленив.
Стремясь преодолеть все эти пороки, учитель максимально загружает ученика работой на уроках и после уроков, оставляет его на дополнительные занятия. А положительных результатов нет, учение опостылело Пете. Он научился обманывать учителя , и родителей, научился списывать даже там, где он мог бы самостоятельно что- то сделать.

Большая вина учителей и директоров школ в том, что они не стремятся дойти до стока, почему ребенок стал трудным. Так же как врач тщательно исследует организм больного, ищет и находит причину возникновения болезни , чтобы потом приступить к лечению, так и учитель - только если он настоящий учитель! - должен вдумчиво, внимательно, терпеливо исследовать, изучать умственное, моральное развитие ребенка. А сколько есть среди нас , педагогов , людей, которые каждый день дают почувствовать ребенку, что он безнадежный, а нередко и прямо говорят об этом. Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим , не чувствовал себя неполноценным, испытал высокую человеческую радость - радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества.
Важнейшие причины, в силу которых ребёнок становится трудным, неуспевающим, отстающим, кроются в воспитании, в условиях , окружающих ребёнка в годы раннего детства. Значит мыслящая материя маленького существа в возрасте от 1 до 7-8 лет не получила чего- то существенного для своего развития.

Если, к счастью Петя попадет к умному, знающему детскую психику педагогу, дело пойдет совсем по - другому. Начальные классы у такого педагога станут для Пети школой мышления. Учитель каждый день идет с ребятами в поле, в лес, на берег реки. Он как бы открывает перед ними истоки явлений природы, он будит дремлющий мозг, и дети начинают думать. У них появляется множество вопросов, постепенно развивается, крепнет детское стремление к познанию.

Параллельно с уроками, где учатся все дети, занятия с трудными детьми надо проводить в течении одного - трех лет. Умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается. Самое главное здесь, чтобы ребенок никогда не чувствовал своей обреченности, своей неполноценности.

Глубоко ошибаются учителя и руководители школ, считающие, что подтянуть трудного ученика можно, заставив его выучить определенный объём материала. Не заставлять сидеть как можно больше над книгой, а воспитывать разум, развивать мозг, укреплять умственные способности ребенка, учить мыслить - об этом никогда не надо забывать ни родителям, ни учителям. Особенно важно, чтобы умный , знающий воспитатель был у тех детей, которые с утра до ночи находятся в детском саду.

Разговор о трудных детях большой и нелегкий. По существу, это одна из самых сложных проблем воспитания, проблема, за равнодушное отношение к которой приходится расплачиваться дорогой ценой.

( Книга для родителей " Мудрость воспитания" 1987 г. )