Моя статья «Севморпуть. Путь ли это? ». Вызвала много откликов, поэтому я решил продолжить тему.
Из программы «Вести недели» ТВ канала Россия-1 узнал новость о Севморпути. Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» впервые в зимнее время совершил самостоятельный проход по восточному сектору Северного Морского пути из порта Сабетта на Ямале в Китай. Я искренне порадовался этому достижению.
Про то, что до него в январе 2021 года этот путь уже проделал однотипный танкер «Николай Евгенов» не сообщалось ничего. И я понимаю почему. После этого тяжелого плавания «Николай Евгенов» южным путем отправился на ремонт во французский Брест. У него был поврежден центральный Азипод.
Азипод
Это устройство, совмещающее в себе функции винта и руля. Эдакая винто-рулевая колонка. Она значительно улучшает маневренность судна, особенно если их несколько. Винто-рулевая группа это самая уязвимая часть судна во льду. Ничего удивительного, что устройство получило повреждения.
На судах этой серии установлено сразу три Азипода. А конструкция судна предусматривает возможность движения кормой вперед в тяжелых льдах. Это основной способ преодоления льдов, через которые не пробиться движением вперед.
Танкеры-газовозы типа «Кристоф де Маржери» это уникальные 300-метровые монстры, оборудованные самой современной техникой для плавания во льдах. Их ледовый класс - Arc 7. Это как раз те самые специализированные суда, о которых я писал в своей предыдущей статье о Севморпути. Он может преодолевать льды толщиной до 2.1 метра.
Серию этих судов строят специально для вывоза сжиженного газа с месторождения на Ямале. Для предприятия «Ямал СПГ» был построен порт Сабетта с которого с 2017 года эти танкера круглогодично вывозили сжиженный газ западным путем. А теперь решили освоить восточный маршрут в Азию в зимних условиях.
Я работал на судах УЛК – усиленного ледового класса типа "Пионер Москвы". Их пределом был лед 50 сантиметров. А движение задним ходом вообще запрещалось. Можно было отработать назад только в пределах полыньи образованной за кормой. Поскольку был высокий риск повредить руль и винт. Там они были в классическом исполнении.
В Обской губе я тоже бывал. Мы возили трубы большого диаметра «Маннесман» из Германии для газового трубопровода. Мы проходили до Нового Порта. Никакого порта там не было. Это название небольшого поселка на берегу. Это южнее современной Сабетты. Там становились на якорь и выгружали трубы на плашкоуты, которые потом буксирами тащили дальше по Оби.
В летнее время плавание проходило без проблем, при условии отсутствия нагонных льдов.
Надо заметить, что до меня, ещё в 17 веке, там активно плавали поморы. Их основная цель – крупный по тем временам город Мангазея, который располагался в устье реки Таз.
Суда для Севморпути все-таки строятся, хотя и не нами, а корейцами. А вот ремонтная база оказалась далековато - Франция. С инфраструктурой куда сложнее. Но без нее активное судоходство по Севморпути невозможно.
«Николаю Евгенову» повезло, он повредил только одну из трёх винторулевых установок и смог выбраться своим ходом.
«Кристофу де Маржери» повезло ещё больше. Он вообще ничего не повредил. Но это до поры до времени. И что-же? Ремонтироваться он тоже будет отправлен во Францию?
Напишите, что Вы думаете по этому поводу.
Присоединяйтесь , будет интересно.
#Северный морской путь, севморпуть, север