Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 году в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он изучал книги священного писания. С двенадцати лет будущий святитель часто посещал церковь и в пятнадцать он решил стать иноком. В 1320 году поступил в Московский Богоявленский монастырь, где в течение более 20 лет предавался иноческим подвигам и чтению книг. Затем, по повелению митрополита всея Руси Феогноста, святитель Алексий в течение 12 лет был Митрополичьим наместником, т.е. правителем всех церковных дел.
В конце 1350 года митрополит Феогност хиротонисал Алексия во епископа Владимирского, а после кончины митрополита епископ Алексий стал его преемником (1354 г .). В 1356 году, дабы положить конец имевшим тогда место церковным смутам и тревогам, святитель Алексий отправился в Константинополь, где Вселенский Патриарх даровал ему право считаться архиепископом Киева и великой России за "добродетельное житие и прочия духовныя доблести", как сказано в патриаршей грамоте. Во время пребывания в Константинополе святитель Алексий выполнил новый перевод Святого Писания Нового Завета с греческого языка.
Когда скончался Московский князь Иван Калита, святитель Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия Донского, став фактическим правителем государства. Он несколько раз ездил в Орду по делам церковным и государственным и до самой смерти был постоянным помощником князя Димитрия как в деле возвышения Москвы, так и в деле подготовки решительного сражения с монголами. При всем том святитель не упускал случая назидать свою паству и устно, и письменно. Из его письменных поучений до нас дошли два окружных послания: одно ко всей пастве, а другое под названием "Христианам области Нижегородской и Городецкой".
Наиболее интересным и важным является первое поучение, полное название которого "Поучения Алексия митрополита из апостольских деяний к христолюбивым христианам". По содержанию оно может быть разделено на три части. В первой – святитель, сказав о своей обязанности учить духовных чад, предлагает им разъяснение двух притчей – о семени и винограднике. Во второй говорит сначала о любви, страхе Божием и других общехристианских добродетелях, а потом дает частные наставления князьям, боярам и простым людям, и, наконец, внушает почтение к пастырям церкви и проповедует о покаянии, милостыне и добрых делах. В третьей части святитель Алексий говорит о важности церковной молитвы, о том, с каким настроем следует входить в церковь и стоять в ней. В заключение святитель Алексий снова упоминает о своей обязанности наставлять паству, желает ей успеха в добрых делах и возбуждает надежду на получение Небесного Царствия.
Святитель Алексий выражает свои мысли языком простым и пишет послание в тоне благостном и спокойном. Это именно не столько поучение, сколь окружное послание, предлагающее не одну (как обычно в поучении), а несколько тем по актуальным, насущным для паствы всей страны и всех пастырей темам. Как окружное послание, это сочинение святителя Алексия разрешало недоуменные и животрепещущие вопросы того времени: где и как молиться, как и перед кем каяться, как исполнять всем сословиям свой общественный долг перед страной, народом и Богом. Послание показывает, что в ту эпоху религиозно-нравственные проблемы были неотделимы от вопросов общественных и переплетались с ними в единстве личной и общественной жизни каждого русского человека. Свои мысли святитель везде подкрепляет свидетельствами Святого Писания или святоотеческих творений, которые митрополит Алексий изучал в подлиннике на греческом языке.
Как и вся церковно-общественная деятельность святителя, так и его послания оставили глубокий след в русской церковной и гражданской истории.