Здравствуйте. Сегодня мы будем вспомнить одного из прославленных советских летчиков-испытателей Прошакова Афанасия Григорьевича. За годы своей деятельности он освоил 117 типов самолетов и провел большое количество испытаний по специальным программам. Особое место при этом занимает его работа в сороковых годах, когда шло освоение новых модификаций боевых самолетов отправляемых на фронт. Не менее важной задачей, к решению которой он привлекался, было изучение трофейных образцов военной техники. Афанасий Григорьевич также был и участником Великой Отечественной войны на ее начальном этапе. Воевал он при этом в составе знаменитого 402-ого ИАП, который был сформирован на базе НИИ ВВС и Наркомата авиационной промышленности. Бок о бок с ним сражались многие выдающиеся летчики-испытатели тех лет. К примеру А. Н. Гринчик (Ссылка на статью), П. М. Стефановский, Г. Я. Бахчиванджи (Ссылка на статью), К. А. Груздев, Ю. А. Антипов (Ссылка на статью) и другие. В нашей статье основной акцент будет сделан на двух основных этапах биографии прославленного летчика. Первый это собственно профессиональная деятельность при работе в НИИ ВВС, а второй будет связан с участием в боях Великой Отечественной войны. Родился Афанасий Григорьевич 17 июля 1909 года в деревне Полюдово Жиздринского района Калужской области. Про начальный период жизни информации в открытом доступе найти не удалось. 26 июня 1930 года был призван в армию. Известно что будущий испытатель в 1931 году закончил Ленинградскую теоретическую школу летчиков, после чего обучался в Борисоглебской школе, которую также с успехом заканчивает в 1933 году. Теперь более подробно.
Предвоенные годы.
В открытых источниках приводится различная информация относительно начала летно-испытательной работы Афанасия Григорьевича в НИИ ВВС. Фигурируют две даты это 1939 и 1940 годы. К примеру в описании заслуг летчика (наградной лист от 08.07.1944 года) отмечается, что Афанасий Григорьевич начинал работу в истребительном отделении (третье отделение) НИИ ВВС с 1940 года. Один из первых самолетов, к испытанию которого привлекли А. Г. Прошакова, был трофейный японский истребитель Nakajima Ki-27. В Советском Союзе он получил условное обозначение И-97. В НИИ ВВС эта машина попала примерно в сентябре 1939 года. Как мы знаем в это время шел локальный конфликт на Халхин-Голе. При этом она была сильно повреждена и потребовалось проведение восстановительных работ. После их завершения всесторонние испытания истребителя И-97 проводились в два этапа. Первый проходил с 15 ноября по 16 декабря 1939 года, а второй с 26 мая по 2 июня 1940 года. Согласно программе испытаний требовалось изучить основные особенности этой машины и определить ее характеристики (как летные, так и показатели маневренности, скороподъемности, устойчивости и управляемости). Суммарно за это время было выполнено 38 полетов и общим временем налета в 10 часов 30 минут. Военинженер 2-ого ранга капитан А. Г. Прошаков был в числе летчиков-испытателей, которые принимали участие в облете истребителя.
Для справки. Истребитель Nakajima Ki-27 (И-97). Был разработан японской компанией Nakajima в середине тридцатых годов в интересах авиации сухопутных войск. В 1937 году после завершения всех испытаний был принят на вооружение. Строился серийно на протяжении нескольких лет. Суммарно было выпущено около 3500 самолетов. Конструктивно Ki-27 представлял собой цельнометаллический одноместный низкоплан с трехлонжеронным крылом и неубирающимся шасси.
Весной 1940 года он также привлекался к проведению дополнительных испытаний на штопор для одной из модификаций истребителя И-153. А. Г. Прошаков выполнил серию полетов на самолете с номером 6566. Проведенные исследования позволили выявить особенности поведения этого самолета в штопоре и скорректировать соответствующую инструкцию для строевых летчиков. Далее последовала работа над печально известным фронтовым истребителем И-180. Афанасий Григорьевич участвовал в испытаниях третьего опытного прототипа и выполнил на нем десять полетов. 6 июля 1940 года (по другому источнику 5 июля) во время полета на отработку фигур высшего пилотажа самолет сорвался в штопор (на высоте 3500 метров). Испытателю справиться с выводом истребителя из штопора не удалось и на высоте 1000 метров ему пришлось покинуть неуправляемую машину. Точные причины этого инцидента установить так и не удалось. Рассматривались различные версии, среди них и ошибка в технике пилотировании, а также возможная техническая неисправность (заклинивание руля высоты). Так или иначе программа разработки И-180 в конечном итоге была свернута.
Перед войной А. Г. Прошаков участвовал в проведении испытаний таких самолетов как МиГ-3, И-26, Me-109E и модификации И-16 тип 24. К примеру испытания МиГ-3 (уже двух серийных образцов с номерами 2107 и 2115) проходили зимой 1941 года. По программе необходимо было испытать серийный вариант самолета в сравнении с истребителем Миг-1. А. Г. Прошаков при этом работал совместно с испытателем А. Г. Кочетковым (Ссылка на статью). Афанасий Григорьевич испытывал МиГ-3 на расход горючего и дальность полета. Кроме того оценивались особенности эксплуатации истребителя в зимний период, устойчивость, штопорные свойства самолета, а также работа специального оборудования и систем вооружения.
Деятельность испытателя в годы Великой Отечественной войны.
После начала Великой Отечественной войны, в составе ВВС КА был сформирован знаменитый 402-ой ИАП. Соответствующий приказ НКО за номером 044 вышел 25 июня 1941 года. Его командиром был назначен знаменитый летчик-испытатель П. М. Стефановский. В своей книге Триста неизвестных он называл капитана Прошакова одним из самых бесстрашных летчиков полка. Всего он совершил 82 боевых вылета и одержал две воздушные победы в одиночку и три в составе группы. К примеру 06.07.1941 года в районе Великих Лук он сбил немецкий разведчик-бомбардировщик Do. 215. На следующий день, в районе Невеля А. Г. Прошаков совместно с Г. Я. Бахчиванджи уничтожил пикировщик Junkers Ju. 88. Отмечается и такой случай, который произошел когда полк базировался на аэродроме в Великих Луках. А. Г. Прошаков в одиночку отправился на важное задание и в районе деревни Рощица сбил вражеский аэростат применяющийся для корректировки огня артиллерии. В одном из источников приводится и такой эпизод, который имел место быть после того как командиром полка был назначен летчик-испытатель майор К. А. Груздев. Во время одного из боевых вылетов А. Г. Прошаков и К. А. Груздев сумели зажать вражеский мессер и принудить его к посадке. Тем самым летчик был пленен, а истребитель достался испытателям в качестве трофея. В сентябре 1941 года А. Г. Прошаков был отозван с фронта и вернулся в третий отдел НИИ ВВС для продолжения летно-испытательной работы. Афанасия Григорьевича привлекают к работе над различными самолетами, как советской разработки, так и поставленными по программе Ленд-лиза.
Это такие машины как Як-7 М-105ПА, Як-9У, Як-9Б, Як-9Р, Як-9П, Ла-5ФН, Як-3 ВК-107, North American P-51 Mustang и другие. Параллельно с этим он часто выезжал на фронт, где занимался дополнительным обучением строевых пилотов. К примеру в июне 1942 года он отправляется на Калининский фронт, где работал с 5-ый ГИАП. Также в разных источниках отмечаются его командировки для проведения инструктажа в разные строевые части по работе с такими самолетам как Як-3 и Hawker Hurricane. Отдельно нужно отметить работу Афанасия Григорьевича над испытаниями трофейных немецких самолетов.
К примеру летом 1943 года проводились испытания истребителя Me-109 G2 (c номером 14513) на устойчивость и управляемость. Ведущими летчиками-испытателями на них были подполковник В. И. Хомяков и уже майор А. Г. Прошаков. Суммарно было выполнено 10 полетов с общим временем налета в 8 часов 6 минут. По их результатам было определено что устойчивость и управляемость истребителя Me-109 G2 несколько хуже чем у некоторых отечественных и американских машин. Из недостатков отмечалось тяжелое управление на больших скоростях и сильное изменение степени устойчивости в полете из-за большого смещения центровки в полете. Соответствующие выводы были отмечены в отчете, который составили по результатам испытаний.
Что же касается не истребителей, то в одном из отчетов по испытания модернизированного самолета Як-6, указано что одним из летчиков облета был капитан А. Г. Прошаков. Датирован этот документ апрелем 1943 года.
Послевоенная работа.
В октябре 1945 года Афанасий Григорьевич был назначен ведущим летчиком-испытателем по учебно-тренировочному самолету Ла-7 УТИ. Эта спарка была разработана на основе истребителя Ла-7. Афанасий Григорьевич проводил испытания второго опытного прототипа (номер 46210117), которые продолжались с 6 по 19 октября 1945 года. В ходе их проведения были отмечены определенные недостатки, которые потребовали дальнейшей доработки самолета. Только после долгой череды исправлений и повторных испытаний спарка была запущена в серийное производство и применялась для обучения пилотов в строевых частях и летных училищах. Впоследствии А. Г. Прошаков работал и над последними серийными советскими поршневыми истребителями Ла-9 и Ла-11.
Для справки. Ла-7 УТИ. Конструктивно представлял собой двухместный низкоплан с поршневым двигателем АШ-82-ФН и классическим типом оперения. Предназначался для подготовки и переподготовки летного состава. Являлся модификацией боевого истребителя Ла-7, которая была получена путем введения ряда конструктивных изменений, связанных с размещением кабины второго летчика, монтажом двойного управления и т.д.
Завершение войны стало отправной точкой к дальнейшему развитию авиации. В первую очередь оно была связана с освоением новых типов силовых установок. В НИИ ВВС поступило большое количество трофейной немецкой техники. А. Г. Прошаков участвовал в облете реактивного истребителя Me-262 (Ссылка на статью). От идеи воспроизводства этого самолета в Советском Союзе отказались и параллельно в нескольких ОКБ началось создание собственных реактивных истребителей. А. Г. Прошаков совместно с Г. А. Седовым проводили государственные испытания истребителя Як-15 (Ссылка на статью). Также его привлекли и к работе над основным конкурентом Як-15 в лице МиГ-9. В те годы разработка новых самолетов шла очень быстро. В течении нескольких лет были созданы новые реактивные истребители Як-19, Як-23 (Ссылка на статью), Як-25 (первый) и др. Афанасий Григорьевич также привлекался для той или иной работы с ними. К примеру в 1948 года именно А. Г. Прошаков демонстрировал пилотаж на Як-23 во время традиционного авиационного парада в Тушино. Дослужился он до звания полковника и вышел в отставку в ноябре 1955 года.
Афанасий Григорьевич был награжден различными орденами и медалями. К примеру четырьмя орденами Красного Знамени (05.02.1947, 31.07.1948, 15.11.1950, 22.02.1955), двумя орденами Красной Звезды (27.07.1943, 06.11.1945), орденами Отечественной войны 2-ой степени (01.07.1944, 06.04.1985) и т.д.. Не стало прославленного летчика в 1985 году. А. Г. Прошаков внес огромный вклад в становлении авиации в самые сложные для нее годы. Благодаря летчикам-испытателям того времени был достигнут огромный прогресс и буквально через несколько лет Советские ВВС стали одними из самых сильнейших в мире.
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://www.airwar.ru/, http://aviadejavu.ru/, http://podvignaroda.ru, https://testpilot.ru/, http://авиару.рф/, http://allaces.ru/, http://i16fighter.aviaskins.com, https://pamyat-naroda.su, https://naukatehnika.com, https://www.bvvaul.ru, книга Г. А. Амирьянц. Летчики-испытатели, книга Н. А. Бондаренко. В воздухе испытатели, книга П. М. Стефановский. Триста неизвестных, книга В. С. Масликов. Крылья Победы. 402-й ИАП особого назначения, книга самолет Ла-7 УТИ. Описание конструкции, Отчет по испытаниям истребителя Me-109 G-2 №14513 на устойчивость и управляемость в НИИ ВВС.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).