Ее ненавидят. Ее игроков стигматизируют. Ее название моментально ассоциируется с токсичным сообществом, заскорузлыми мемами, игровым дурновкусием и пресловутыми "шутками про мамаш".
Но тем не менее, Dota 2 - это все еще одна из лучших игр, существующих на сегодняшний день. Почему?
Дело в том, что Dota 2, начало которой, как известно, положила пользовательская модификация к Warcraft 3 (подлинный пример творчества комьюнити, способный заткнуть за пояс колоссальные бюджеты и раздутый штат сотрудников топовых видеоигровых корпораций), это потрясающе проработанная и глубокая игра. В первозданном значении этого слова - приносящий удовольствие процесс, протекающий по определенным правилам.
Базовые правила, которые она предлагает, предельно просты. Две базы - светлая и темная. Три линии между ними. По линиям ходят крипы (миньоны обеих сторон, которые автоматически двигаются по направлению к вражеской базе и на убийстве которых игроки зарабатывают деньги). Играть предстоит двум командам по пять человек, которые в начале партии выбирают себе героев. Задача - прорваться к сердцу вражеской базы и уничтожить его.
И здесь в игру вступает миллион нюансов... Но сначала - небольшое отступление.
Если вы хоть сколько-нибудь уважаете игры как таковые, вам знакомы правила шашек и шахмат. Одни из самых распространенных в мире игр существуют словно бок о бок, разделяя одну доску, однако разница между ними невероятна. И в первую очередь это разница в глубине - ведь типичная партия средненьких игроков в шахматы может пойти гораздо более интересными путями, чем самый продвинутый шашечный поединок. Почему?
На мой взгляд, все дело в количестве факторов, влияющих на исход игры. В шашках речь идет о двух фигурах - обычная шашка и дамка. До этапа, когда дамка войдет в игру, фигура вовсе одна.
В шахматах мы имеем дело с шестью фигурами, каждая из которых ходит по-своему. Благодаря этому разнообразие игры и уникальные ситуации, которые она способна создавать, на голову выше таковых у шашек.
Вернемся к Dota 2. Начать можно как минимум с того, что в нее играет 10 человек. Это уже способно обеспечить существенное разнообразие вариантов развития событий.
На сегодняшний день в игре доступно 120 уникальных героев. У каждого из них есть 4 (в среднем) умения, которые так или иначе формируют уникальный стиль игры. Кроме того, недавно всем героям добавили таланты - альтернативные пути развития для каждого матча. У любого героя 8 талантов.
В процессе игры герои добывают деньги - на них приобретаются предметы. Все они также уникальны и либо просто усиливают героя, либо дают ему дополнительные способности, дополняя игровой процесс новыми механиками, под которые вынужден адаптироваться противник. Предметов в игре 208.
Вряд ли возможно полноценно подсчитать возможное количество комбинаций, которые можно разыграть в Доте. Это и не нужно - думаю, итак очевидно, что варианты практически бесконечны, особенно учитывая, что игра постоянно обновляется и растет. Это - главное преимущество игры, побуждающее экспериментировать, пробовать новые и новые тактики, постоянно менять собственный стиль.
Добавляем к этому сессионность (матч длится в среднем 30-40 минут) и систему рейтинга (вы играете с теми, кто более или менее соответствует вашему уровню игры), и как результат - жгучее желание после каждого матча либо продолжить серию побед, либо отыграться за поражение. Азарт - это основа.
Конечно, визуально игра уже не блещет. Завлечь нового игрока ей тяжело - слишком велико количество нюансов, которые нужно постичь. Более того, постепенно игроки покидают доту - во многом потому что тратят на нее слишком много времени, вплоть до того, что азарт начинает рушить жизнь.
Однако если тратить на Dota 2 время с умом, легко можно насладиться одним из самых разнообразных и глубоких игровых шедевров в истории.
Что вы думаете о старой доброй доте? Буду рад, если поделитесь своим мнением в комментариях.