Найти тему
ЭпиСТОЛЯРная леди 🔨

Быть или нет дружбе с конкурентами?

Оглавление

Так сложилась, что все мои нынешние конкуренты в прошлом были мне коллегами и даже партнерами. А один и вовсе наставником, который привлек меня в мир столярного дела. Каждому из них я по-своему благодарна, поскольку это определенные этапы моего развития как предпринимателя, напрямую работающего с производством со всеми вытекающими нюансами.

И на сегодняшний день ситуация такова, что за 8 лет моей работы с деревяшками путем сложных бизнес и человеческих процессов у меня появилось 3 основных конкурента, с которыми, хочется или нет, нужно выстраивать взаимоотношения. Я имею ввиду 3 столярных мастерских, не считая меня, которые выпускают практически идентичные изделия.

Более того, у нас перекликаются фотографии. Когда-то мы работали вместе и результат работ в виде фото хранился у каждого из нас, и кто имеет преимущественное право на использование непонятно. Скорее всего, все.

В поиске, а основной приток клиентов, естественно, приходит через Интернет мы стоим довольно близко к друг другу. И человек, подыскивая себе то или иное изделие, вполне вероятно найдет каждого из нас буквально за 10 минут.

Нередко у потенциального клиента возникает правильный вопрос: "А вот у той мастерской точно такое же изделие, у вас украли фотографии или это другая ваша мастерская?". Я не скрываю правды, кратко объясняю, что это бывшие коллеги, которые отделились и работают самостоятельно.

И вот с такой ситуацией все мы работаем уже более 2 лет.
-2

Конкурент № 1. Основной

Так сказать, с главным конкурентом мы долгое время общались. Были приятелями. Тем более, как ни крути, общее дело, общие проблемы в плане одинаковости тематики направления работы. Мы советовались и делились разными моментами. Не было состояния "удерживания врага вблизи", никто никому не лицемерил, как мне по крайней мере казалось.

И всё бы ничего, но цены на одни и те же позиции были разными. У него выше, у меня - ниже. Почему так? Потому что я действительно производитель, а он лишь имитирует это, имея договоренность с парой мастерской отдавать им заказы за процент. Соответственно, ему нужна была накрутка на изделия, чтобы зарабатывать на ней.

И, конечно, вопрос цены между нами однажды возник. Человек настаивал на удержании одинаковых цен, чтобы конкуренция была честной. Я с этим не могла согласиться. Повышение цен чисто теоретически была заманчивой идеей. Но его ресурс, то есть сайт, ранжировался в поиске гораздо успешнее меня. И моим основным инструментом подогревания интереса к моей мастерской была именно более доступная цена.

Так называемая, дружба между двумя весьма конкурирующими лицами, конечно, дала трещину этим ценовым нюансом. Оно и неудивительно. И постепенно сошла на "нет", пока я и вовсе не перестала выходить на связь.

Лично для себя я поняла то, что близко подпускать нельзя никого. Тем более конкурента. Приятельство это имеет весьма сомнительный характер, т.к. неизбежен денежный интерес и умысел. Хотя, честно говоря, были моменты, когда мы сообща передавали друг друга заказчиков просто так по разным причинам, например, из-за загруженности кто-то из нас не успевал, или заказ был специфичный и кто-то один из нас был в силах его выполнить.

И если я по своей природе человек практически нехитрый, то друг-товарищ-конкурент вполне возможно может вынашивать идею как-то "наступить на хвост". По подобным соображениям я решила исключить соблазн мне навредить и обрезала общение, в котором не было острой нужды.

Конкурент № 2. Зависимый

Немного иначе обстоят дружеские отношения с конкурентом, который когда-то был моим партнером, но на неравных условиях. Я не была полноправным партнером, а лишь имела небольшой процент от приведенных мною клиентов. Это неудачный опыт партнерства с самого начала, потому что я недооценивала свою значимость в работе.

Проработав с этим человеком не более года, я объявила об уходе. Общение прекратилось полностью. Но оно восстановилось через несколько лет, когда у меня уже была своя столярка. А он был никем иным, как конкурентом. Однако приятельские отношения смогли выстроиться.

И вот почему: он зависим от меня. Будучи производственником, он со временем так и не смог выйти на другой уровень заработка, и заказов было мало по сравнению с его мощностями. У меня же было наоборот - моя столярная мастерская была не так велика, но при этом раскрученный сайт и соцсети обеспечили меня завалом работы, которую я не могла выполнить.

И я обратилась к нему - к своему конкуренту. Зная его положение, я предложила ему много, очень много заказов. В качестве изделий сомнений не было. Условия простые: мне 10% (сейчас 15%) от стоимости заказа. И он согласился.

Сейчас мы уже не ворошим прошлое и общаемся очень хорошо в пределах разумного. Я знаю о его семье, он о моей, мы можем говорить на отвлеченные темы. И даже можем регулировать цены, поскольку тут уже речь о нашем общем заработке, а не конкуренции друг перед другом. Хотя у него есть свой сайт, есть свои клиенты, в том числе постоянные, но угрозы я совершенно не чувствую.

Дружба с конкурентами должна базироваться на оптимальной зависимости одного от другого и общей созависимости. Я тоже зависима от него, поскольку передаю своих клиентов и рискую своей репутацией.

Конкурент № 3. Безумный

В данном случае у меня, к сожалению или нет, сложились довольно вражеские отношения с человеком, который два года назад перестал быть моим полноправным партнером (50 на 50). Я разорвала отношения жестко в связи с накопившимся чувством обманутости. В свою очередь бывший партнер довольно агрессивно вел себя в начале размежевания нашего общего бизнеса.

Сейчас же он пытается давить меня ценами, выставляя на одинаковые позиции до безумия низкие цены. Следовать за ним я не собираюсь. Но напряженность, конечно, есть.

Увы, он занял позицию - лучше я сделаю себе в убыток, но заказ уйдет ко мне, а не к ней.
-3

Эта тактика имеет определение "выиграл-проиграл". То есть сейчас он выиграл *заполучил клиента*, а впоследствии проиграл, потому что не только не получил нормального заработка, но и предоставил плохую услугу, что со временем больно скажется на репутации. Он экономит на материале, на рабочих и так далее. Нередки отказы от изделий (разведка докладывает).

Конечно, ни о какой дружбе речи не может быть - я для него предатель. Но и вражду хотелось бы минимизировать. Правда, как пока не знаю.

Вывод

Сугубо мое мнение и опыт.

➖ Дружить с конкурентами в равноправных условиях неуместно - риск быть обманутым и введенным в заблуждение.

➕ Дружить с конкурентами можно при условии зависимости друг от друга, где обман может больно отразиться на каждой из сторон.

➗ Слепо враждовать ради самой войны - худшие условия существования с конкурентом на поле общей работы.

Как вы считаете по этому поводу? Есть дружба между конкурентами или "один в поле воин"?