Найти тему
PRO НКО

10 шагов по регистрации НКО. Часть 2 из 2.

Оглавление

Шаг 6. Заполнение заявления P11001

Удобнее всего скачать программу для подачи заявлений с сайта Федеральной налоговой службы - https://service.nalog.ru/regin/

На сайте Министерства юстиции размещены требования к заполнению заявлений - ссылка.

Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации – это её избранный/назначенный руководитель.

Важно учитывать при заполнении заявления, что если учредителей несколько, необходимо в программе заполнения добавить листы и прописать данные каждого учредителя.

Затруднение часто вызывает указание кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Это те виды деятельности, которыми вы планируете заниматься, только стандартизированные, приведённые к единым формулировкам. Если в Уставе вы могли указывать любые формулировки, то здесь должны найти и выбрать те, которые наиболее точно отражают вашу деятельность.

Полный список ОКВЭДов можно найти, набрав в поисковике "коды ОКВЭД " и указать текущий год (т.к. периодически классификатор обновляется). После этого - перейти по одной из ссылок. Например, по
этой.

В ОКВЭДе есть специализированный номер – 94. Деятельность общественных организаций.

Другие формы НКО (фонды, АНО) не могут выбрать этот ОКВЭД, т.к. не являются общественной организацией.

У организации должен быть минимум один - основной ОКВЭД. Но она может выбрать и дополнительные. При этом, не стоит и увлекаться, указывая все возможные ОКВЭДы, близкие к деятельности организации. Оптимально, если их будет в среднем 5-7, или меньше.

Важно! Если вы собираетесь подавать документы лично, то ставить подпись в заявлении о регистрации не нужно! Это делается при нотариусе.

Шаг 7. Адрес организации

Для НКО адрес организации – это место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директора, председателя, президента). Далее я буду для упрощения называть его «Директор».

Возможно зарегистрировать организацию по месту прописки директора. Но в этом случае требуется согласие всех собственников помещения по месту прописки. Если директор сам единолично владеет всей жилплощадью – проблем нет. Он просто прикладывает документ о праве собственности.

Но если есть еще другие собственники, необходимо их согласие в свободной форме.

Условно согласие оформляется так

«В Министерство юстиции по ….(указывается регион) от ФИО, паспорт, адрес.

Гарантийное письмо.

Я, ФИО, паспорт, дата рождения, прописка, согласен на размещение «ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ» по адресу: г……., ул……., д. …., кв….

Приложение 1. Свидетельство о праве собственности»

К данному заявлению прикладывается копия документа, удостоверяющего право собственности гражданина.

Второй вариант – когда НКО располагается на территории юридического лица.

И тут снова возможны два варианта.

1) Юридическое лицо – собственник помещения. Тогда руководитель юр.лица пишет письмо по образцу предыдущего, что даёт согласие на размещение юридического адреса НКО по адресу помещения. В этом случае к письму прилагаются документы о праве собственности на помещение.

2) Юридическое лицо – не собственник помещения. Такое возможно в учреждениях. Например, муниципальный молодежный центр. У него помещение находится в оперативном управлении. Тогда пишется письмо с указанием, что данное юр.лицо согласно на размещение юридического адреса «ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ НКО» в помещении по адресу г……, ул….., д……, находящемся в оперативном управлении «НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ». И прикладываются документы, подтверждающие, что помещения находятся в оперативном управлении.

-2

Шаг 8. Оплата госпошлины

Регистрация некоммерческой организации приравнивается к регистрации юридического лица. То есть, хоть вы ООО регистрируете, хоть АНО – всё равно. Госпошлина является фиксированной и в 2021 году составляет ровно 4000 рублей. За государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, - 1400 руб.

Оплачивать госпошлину необходимо в территориальный орган. Полный список территориальных органов представлен по ссылке.

Перейдя на сайт своей территории, можно найти реквизиты об оплате, либо обратиться напрямую в Минюст.

Оплачивать госпошлину должен только руководитель организации, он же подаёт все документы. При себе необходимо иметь оригинал квитанции об оплате госпошлины и её копию.

Важно! В 2020 и 2021 году при подаче документов через портал Госуслуг, оплата госпошлины не требуется.

Шаг 9. Нотариус

Часто учредители НКО думают, что им необходимо самим везде ходить и регистрировать НКО. На самом деле это – прерогатива руководителя организации.

На практике мы сталкиваемся с тем, что некоторые нотариусы требуют копий паспортов учредителей, некоторые – нет.

Главная функция нотариуса – проверить формально Устав, и заверить подпись руководителя на заявлении о регистрации юридического лица по форме Р11001.


Как обычно проходит процедура – руководитель приносит Устав, протокол, заявление. Нотариус проверяет правильность заполнения. Сверяет название в Уставе с названием в заявлении, руководителя организации - с указанным в протоколе, и заверяет Вашу подпись на заявлении о регистрации юридического лица.

Средняя стоимость этой услуги от 1000 до 1500 рублей. Вы можете заранее позвонить выбранному нотариусу и спросить, сколько стоит заверение подписи при регистрации НКО.

Есть один момент. Если в учредителях – только одно физическое лицо, то этот человек может приехать в Минюст и при сотруднике Минюста, предъявив паспорт, расписаться в заявлении. Сотрудники Минюст этого не одобряют, но на просветительских семинарах сами говорят о такой возможности. Поэтому, если у вас именно такая ситуация, спрашивайте, в какой статье закона говориться об обязательном нотариальном заявлении.

Ну а если в дискуссию вступать не хочется, то и в случае единственного учредителя, можно пройти через нотариуса.

Очень важно! Есть необходимый срок – 3 месяца со дня подписания Протокола учреждения организации. В этот срок вы должны собрать все документы, прийти к нотариусу и подать весь комплект в Минюст. Но лучше не тянуть и сделать это в течение 5 дней после подписания Протокола.

Шаг 10. Подача документов в Минюст

Вот где начинается отличие процедуры регистрации НКО от ООО.

Регистрацию ООО мы проводим в Налоговой службе, а регистрацию НКО – в территориальном Министерстве Юстиции.

По ссылке ищете своё территориальное управление. В разделе «Контактная информация» находите адрес и график приёма граждан. В эти часы можно приехать и привезти комплект документов на регистрацию НКО. В некоторых регионах регистрация НКО выведена в гос.услугу и можно подать заявку в Многофункциональном центре «Мои документы». Но это нужно узнавать отдельно.

Либо подаете документы на регистрацию через портал Госуслуги. Но для этого будет необходима цифровая подпись. В среднем оформление простой цифровой подписи стоит в пределах 1800-2000 рублей.

Давайте подведем итог, что вы привозите с собой в Минюст, если подаете документы лично:

1. Устав - 3 экз.

2. Протокол - 2 экз.

3. Разрешение на использование адреса НКО.

4. Заявление на регистрацию юридического лица с подписью, заверенной нотариусом.

5. Оригинал квитанции об оплате госпошлины и копия этой квитанции.

Важно! В течение 3 месяцев после принятия решения учредителями о создании некоммерческой организации необходимо собрать требуемый пакет документов и представить его в Управление Минюста.

-3

Что происходит после того, как вы подали документы.

Если регистрируется общественная организация, у Министерства юстиции есть 33 дня, чтобы проверить ваши документы и связаться с вами в случае, если необходимо внести поправки. Если регистрируется АНО или фонд - 14 дней.

Как это происходит на практике. Ни один устав не регистрируется с первого раза. Даже если взять за основу устав, который был зарегистрирован год назад, он будет подвергаться корректировке сотрудниками Минюста. И здесь руководителю НКО важно выслушать сотрудника и тщательно записать – где необходимо внести правки. Это могут быть как орфографические правки, так и правки по существу. На моей памяти не было ни одной организации, которая зарегистрировалась бы сразу. Я воспринимаю это как игру. «Хорошо, скажите нам что исправить, мы исправим».

Сотрудник Минюста говорит вам что исправить, вы правите, распечатываете, прошиваете и привозите снова в Минюст/или отправляете через Госуслуги. Эта итерация может пройти один раз, а может 2-3 (особенно если в процессе регистрации ваши документы передали от одного сотрудника к другому).

Дальше вам остаётся только ждать. Через какое-то время вам позвонят из Минюста и скажут, что документы готовы и можно их забирать. А это значит, что вы уже зарегистрированы как НКО, вы уже зарегистрированы в налоговой службе и у вас есть свидетельство о записи в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).

Тут счастья вашему не должно быть предела – едем в Минюст, забираем документы, радуемся и приступам к работе.

Яна Горбунова, руководитель проектного офиса КРОО "Ассоциация развития гражданского общества".

Каталог статей канала PRO НКО

10 шагов по регистрации НКО. Часть 1 из 2.