Найти тему
Аркадий Малкин

Как завязать профессиональные отношения?

Обычно не от нас зависит, с кем мы будем работать, а от нашей головы, чтобы установить профессиональные отношения. Мы порой не замечаем, как многое зависит от внимательности к другому человеку и четкого свода правил.

С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь во время обучения в компаниях?

Я обычно удивляюсь, как редко рабочие команды устанавливают правила ежедневного общения. Мы не умеем общаться, как сотрудничать. Конкретные проблемы обычно касаются совместной работы на открытом пространстве. Люди, которых я обучаю, жалуются, что мои коллеги громко, часто конфиденциально, разговаривают по мобильным телефонам, обедают за своим столом и слушают музыку. Если мы не придем к соглашению о том, о чем договариваемся, а о чем не договариваемся – нам будет очень сложно жить вместе на этих нескольких квадратных метрах. Четкие правила нужны в каждой группе, в том числе в семье.

Однако часто мы этого не осознаем.

На мой взгляд, мы слишком мало осведомлены о потребностях других людей. На самом деле каждый из нас смотрит на мир через призму своих потребностей, нашего мировоззрения, характера и темперамента. Мы часто забываем, что мы такие разные. И у нас не хватает смелости сказать, что нас беспокоит. А когда возникают разногласия, чаще всего тот, кто сильнее, навязывает другим свой образ жизни, работу и стиль общения. Если мы хотим создать слаженную команду или просто жить в гармонии, несмотря на разделяющие нас различия, то, во-первых, нам нужно установить правила. В идеале группа должна разрабатывать это самостоятельно, а не ожидать, что компания или начальник навяжут им готовые решения.

Итак: мы позаботимся о себе лучше всех.

Да, вы должны объяснять другим, чего вы хотите, а чего нет. Обсуди это и реши. Мы можем обратиться к списку правил, которые применяются в нашей компании, в нашей команде, если таковые имеются. Подумайте, как это должно выглядеть у нас. А затем создайте свой собственный список. Это должен принять каждый сотрудник, каждый член команды, чтобы больше не было недоразумений.

Что-то вроде кодекса, регламента?

Называть это можно по-разному – договор, «наши правила». Пока правила, установленные всеми, не ясны и прозрачны для всех и становятся нашей кровью, вы можете записать их и повесить на доске объявлений.

На какое поведение, помимо еды за столом и личных разговоров, могут повлиять эти правила?

Например, проблемы с чатом. Нам часто нужно прекратить работу и обратиться к кому-то, поговорить, подойти к столу, мы забываем, что этот человек может быть очень сосредоточен на задаче на этом этапе. После этого потребуется много времени, чтобы вернуться к тому же уровню концентрации. Вы также можете согласиться открыто говорить о том, что нам не нравится, когда мы замечаем, что чье-то поведение нам мешает. Таким образом мы исключаем слухи – обычное явление на рабочем месте.

Честность и прозрачность.

Открытость и внимательность.

Если бы мы были осторожны с другим человеком, нам не понадобился бы код на доске объявлений.

Внимательность – это осознанность, и не все находятся на одном уровне. Не все остальные чутки. А правила есть правила. Если все их примут, к ним всегда можно будет обратиться. Это конкретные факты. Карта команды, которую можно разработать с помощью тренера, может помочь в установлении правил сотрудничества. Например, он отражает предпочтительные стили поведения членов команды или тип общения, в котором нуждается группа.

Это своего рода тест?

Вы можете назвать это тестом, потому что вы отвечаете на вопросы. Чаще всего это онлайн-анализы, которые автоматически дают ответы. Карта команды – полезный инструмент, за которым стоит несколько алгоритмов. По индивидуальным результатам получаем групповой синтез.

Дело в том, чтобы примирить различия?

Да. Например, одни экстраверты, другие интроверты. Мы обрабатываем информацию или принимаем решения по-другому. Некоторые люди предпочитают сосредоточиться на деталях и должны иметь время, чтобы проанализировать и учесть многие детали, прежде чем принимать решение. Таким людям нужно больше тишины, покоя, индивидуальных возможностей для работы. Это ценная информация, на основе которой мы знаем, как наладить сотрудничество. Приятно знать, кто в команде предпочитает личные беседы, а не решение проблем в большой группе. Кто имеет естественную склонность к открытому разговору и умеет слушать. Осознавая все эти различия, нам легче найти себя в команде.

В группе также могут быть люди, которые думают быстро, поэтому они придумывают идеи и принимают решения на лету.

Такие люди часто навязывают свой стиль, им не хватает терпения ждать тех, кому приходится разбираться в деталях. В результате они часто берут на себя много обязанностей, потому что предпочитают делать работу сами. С другой стороны, бывает, что идеи быстро наскучивают и не воплощают их в жизнь. Их видения довольно интуитивны, они не подтверждаются фактами, статистическими данными, анализом тенденций или реальностью.

Итак, у нас есть код, и мы понимаем, что все мы являемся головоломками какой-то более крупной головоломки. Что дальше?

Стоит создать совместный форум для постоянного улучшения этого сотрудничества. Известно, что все формы семинаров, коучинга и тренинга чрезвычайно полезны, но я считаю, что они не заменят регулярных встреч, во время которых мы будем постоянно работать над собой. Знаете, проблемы все равно возникнут, но важно не заниматься ими на личном уровне. Что, например, конфликт касается только двух человек, только то, что это проблема, с которой мы сталкиваемся в нашей команде. Что обычно бывает в таких конфликтах?

Часто речь идет о проникновении на чужую территорию. Без четких правил функционирования во взаимоотношениях мы легко переступаем границы других людей. С другой стороны, мы не разъясняем, что нам подходит, а что нет. Иногда возникает ощущение неравномерного распределения задач, неравного отношения к руководству или жалобы на наш карьерный рост, продвижение по службе внутри коллектива. Есть также конфликты, связанные с командным соревнованием.

Вам нужна конкуренция на работе?

В нынешних моделях управления все чаще отказываются от внутрикомандной конкуренции. Конкуренция действительно разрушает команды. Сотрудничество приносит гораздо лучшие результаты. Соревнуемся мы или нет – это может быть одним из правил, применимых к нам. Здесь мы затрагиваем тему ценностей, которыми мы руководствуемся на рабочем месте, воспринимаемых как повседневные здесь и сейчас.

Есть ли самый важный принцип, которому нужно следовать в работе?

Предварительно наложенные приказы и запреты ничего не стоят. Смысл в том, чтобы команды работали вместе, чтобы разработать систему ценностей, которую они затем трансформируют в конкретные модели поведения. Если это произойдет, между коллегами появится уважение, признание инаковости, открытость и, самое главное, взаимная поддержка. Все это мы делаем для того, чтобы каждый день приходить на работу, побыть наедине с собой. Во время тренингов или командных коучингов я часто говорю такой слоган: «Что нам нужно, чтобы создать команду мечты?».

А возможно ли это?

Возможно, но непросто. Многие люди не привыкли строить отношения на основе конкретных фактов. Мы часто убеждены, что определенные вещи происходят между людьми автоматически. Следовательно, мы полагаемся на элемент. Надеемся, что это само собой разойдется. И этого не произойдет. Длительная связь требует напряженной работы, много самосознания и самодисциплины. Поначалу это может быть сложно.

Но стоит?

Это определенно того стоит. Мне сложно представить, что без четких правил можно было бы хорошо работать на любом рабочем месте.