Несколько лет своей сознательной жизни я провела в селе. Эти годы для меня знаковые, с уверенностью скажу со знаком «плюс». Детство я тоже проводила в селе у бабушки. Следует сказать, что современное село уже не то что в детстве. Многие атрибуты во множестве сёл и деревень из детства утеряны безвозвратно. Где поленницы дров во дворах каждого дома? Их заменил газ. Где по дороге навозные лепёхи, оставленные коровками, возвращающимися вечерами в свои дворы? Не хотят сегодня сельчане тратить своё время и силы на обслуживание скота, если всё можно купить в магазине. И дымок не идёт из труб над домами, и свежеиспечённым хлебушком в домах не пахнет. Не в каждом дворе увидишь баньку. Но зато в каждом доме газ, вода, душевая кабина, а во дворе каждого дома машина и не абы какая. И, всё-таки, некоторые и многие атрибуты сельской жизни не утрачиваются, сами сельчане не дают им пропасть. Рассказать хочу о довольно спорном атрибуте сельской жизни, это - ведьма в селе.
В селе проживают две женщины – мать и дочка, проживают вместе и только вдвоём. Мать – старая женщина, с больными ногами, в помощь которым всегда держит в руке палку. Дочь – женщина лет 55-ти, Надя. Они не общительные, не активные. Просто живут дружно вдвоём. Постоянные и добросовестные прихожане местной церкви. Так вот, для сельчан они ведьмы. Какие доказательства? Я тоже таким вопросом задавалась. Ответы: «Я видел их ночью на кладбище!» - ответ молодого парня. Вопрос: что делать молодому парню ночью в этом месте? «У них из трубы валит чёрный дым» - ответ другого молодого человека. Может, и было бы так, но трубы нет и печки нет, потому что – газ! Ещё один очень веский довод на утверждение, что они прихожане церкви: «Они вместо молитв читают заклинание!» - это говорит человек, который даже не знает, как открывается дверь в церкви. Но я тоже была прихожанка этой церкви и часто стояла рядом с этими женщинами и поэтому знаю, что они там читают.
Однажды весной, как только стаял снег и обнажился мусор, мы стали наводить порядок на территориях села. Убирали у здания, где располагалась контора и магазин. Вышли на наш традиционный субботник и, с сожалением, поняли, что день для субботника неудачный: ветер раздувал наш мусор, как будто издевался над нами. Но мы решили продолжать наш подвиг. И вот ближе к обеду в магазин пришла младшая из «ведьм». И как только она появилась в поле нашего зрения, молодой парень Саша зашептал мне на ухо «Смотрите, какой ветер поднялся, как только она появилась. А вы не верите, что она ведьма!». Ещё случай: у этих женщин случился какой-то сбой с водоснабжением в доме. Надя попросила отправить сантехника. Мужчины все наотрез отказались: «Хоть увольняйте! Не пойдём». Я сказала Наде, что они не идут к ней и посоветовала вызвать мастера участка водоканала. «Я понимаю. Не пойдут они…» - спокойно ответила она. Видимо, Надя знала о присвоенном ей статусе. А вот бабушка, возможно, не догадывалась.
Однажды я застала бабушку на крыльце соседа перед запертой дверью. Сосед мой – человек, который разбирается в бытовой технике, в электронике, в электрике и т.д. (это тоже определённый атрибут каждого села). Бабушке я помогла сойти с высокого крыльца, и она мне поведала, что сломался телевизор, вот она и пришла к соседу с просьбой починить телевизор. Этот случай был в мае, после Дня Победы. Я это помню, потому что бабушка с гордостью рассказала мне, что она получила поздравительную открытку с праздником от Путина. «Сам лично меня поздравил и подписался даже! Вот!». Я пообещала передать соседу её просьбу, и она пошла домой на другой конец села, тяжело опираясь на палку.
Соседу я просьбу передала, но увидела округлённые глаза и красноречивый отказ. После я спросила Надю: как дела у них с телевизором. Она сказала: «Я же маме сказала, чтобы не ходила, а она пошла. Мы вызвали мастера из «Триколора», нам сделали». Я не знаю по какому принципу сложилась такая репутация этих женщин, я не разобралась, времени мне не хватило и ещё чего-то. Скорей всего, у меня нет для понимания коренного сельского опыта. По мне, так на роль сельской ведьмы в селе есть более колоритный персонаж. Есть в селе одна бабуля, которая тоже ходит с посохом. И ходит она куда-то далеко. Мы её несколько раз встречали по дороге в село, останавливались и приглашали в машину, чтобы подвезти. Она садилась в машину, не здоровалась, зло хлопала дверью, материлась и, когда выходила из машины то, естественно, ни «до свидания», ни «спасибо». Дверью не хлопала, просто не закрывала её, а уходила, матерясь. Но мы её снова и снова подвозили, если встречали на дороге. Когда эта бабуля шла по селу, то своей палкой могла шибануть кошку или собаку, если они встречались ей на пути. Но я заметила, что кошки и собаки, увидев её, прятались. Умные твари! У неё тоже есть свой статус на селе: «Да, не обращайте на неё внимание!» - так мне про неё сказали.
В селе, где я проводила детское лето у бабушки, тоже были свои страшилки. Село было на берегу красивого озера. У самого берега, почти краем в воде, стояла заброшенная кузница, кузня, как её называла бабушка. Стены были из огромных чёрных от времени брёвен, маленькие застеклённые окна, дверь на большом замке. Мы эту кузню боялись, потому что много страшных рассказов слышали, связанные с этой кузней. Рассказы были страшные, красочные, обрастающие с каждым рассказом ещё более страшными подробностями.
Для детства и молодости всё это колдовство, а для зрелости и старости это народное творчество, фольклор.