Должен сразу оговориться, изложенные ниже исторические события могут доставить боль как поклонникам единой и неделимой Украины, ведущим свой род непосредственно от копателей Чёрного моря, так и патриотам России, свято верующим в извечное существование Гардарики и её непосредственное происхождение от ариев прямиком из Гипербореи, а также, храни их Тенгри, татарам и монголам. Я никого не хочу оскорбить или обидеть. Просто жизнь во всём её многообразии гораздо сложней и запутаннее, чем кажется на первый взгляд.
Итак, 1221-22 годы. В результате долгого похода, разведывательный корпус монгольских военачальников Джебе-нойона и Субэдэ-богатура, разрушив Хорезм, покорив последовательно Среднюю Азию, Грузию, прикаспийские княжества и неприступный город Дербент (который армия вторжения обошла козьими тропами, ведомая предателем из местных), вышел в предгорья Кавказа и приазовские степи. Там грозных завоевателей поджидало объединённое войско аланов и кипчаков, известных нам под именем половцев. Поднаторевшие в обмане и политических играх, Джебе и Субэдэ послали к половцам переговорщиков, которые сообщили ханам следующее: "Мы и вы - одного рода, так зачем нам ссориться? Уйдите - и мы вас не тронем!"
Предводители кипчаков с чудесными, исконно половецкими именами Юрий Кончакович и Даниил Кобякович, поверив увещеваниям монголов, покинули своих союзников. Субэдэ, осуществлявший тактическое руководство, наголову разгромил и вырезал несчастных аланов, а потом ударный кулак кочевой армии настиг своих якобы "собратьев". Выйдя в тыл к расслабленным половцам, монголы разбили рати Юрия и Даниила, сами ханы остались навеки на поле брани в приазовских степях, а остатки их орд устремились под крыло родича - хана Котяна Сутоевича. С этого момента начинается заварушка, которая впоследствии принесла неисчислимые беды и несчастья русским княжествам.
Случилось так, что хан Котян был тестем русского князя Мстислава Мстиславовича Удатного из ветки Ростиславичей, князя Галицкого (пойди тут разберись - нынешний Галич - город в Ивано-Франковской области на Западной Украине, папа князя - Мстислав Хоробрый - князь Смоленский, а сам Удатный успел повластвовать в Новгороде, порубиться с крестоносцами подо Псковом, и сходить в поход на Киев).
Так вот, упомянутый Котян склонил Мстислава к сотрудничеству, молвив: "Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра возьмут". Но как говорится доброе слово и дорогие подарки гораздо эффективнее просто доброго слова, поэтому Котян Сутоевич одарил зятька златом, шелками и пряностями из ограбленных днепровских караванов. Мстислав оценил дар, но не оценил угрозы, а потому инспирировал съезд южно-русских князей в Киеве, где на повестке дня стоял вопрос: "Что делать с невесть откуда взявшимися полчищами неясных людей, более известных как "безбожные измаильтяне", которые "забижают" орду Котяна и его соратников, и грозят лютою смертию всему сущему". Съезд постановил встретить врага на реке Трубеж, в половецких землях /ныне Черкасская область Украины/ (лично от Котяна Сутоевича - огромный привет тем украинцам, которые радеют за чистоту крови от сотворения мира до последних времён).
Субэдэ и Джебе, как уже и было сказано, являлись грамотными политиками и полководцами, а потому послали к князьям переговорщиков. Новгородская Первая летопись сообщает, что послы монголов, явившись на Русь, озвучили примерно следующее:
"Се слышимъ оже идете противу насъ, послушавше половьць а мы вашеи земли не заяхомъ, ни городъ вашихъ, ни селъ вашихъ, ни на васъ придохомъ, нъ придохомъ богомь пущени на холопы и на конюси свое на поганыя половче; а вы възмите с нами миръ; аже выбежать къ вамъ, а биите ихъ оттолЂ, а товары емлите к собе: занеже слышахомъ, яко и вамъ много зла створиша; того же дЂля и мы биемъ". В двух словах это значит, мол, зачем вы против нас идёте? Мы явились покарать поганых половцев - наших холопов и конюхов, а вас мы не трогали. Вы этих половцев сами побейте, поскольку, как мы слышали - они много зла и вам сотворили. А с вами мы готовы поддерживать мир. Трудно судить, насколько эта речь была искренна со стороны Джебе, и не хотели ли монгольские военачальники повторить гамбит с аланами. Как бы то ни было, уловка не прошла. Князья, скупые на разведку, но гордые каждый в своём праве, перебили послов, и объединённое войско Южной Руси в ожидании подкреплений от Великого князя Владимирского двинулось вниз по Днепру - навстречу бесславной гибели.