Петербургский учитель математики, член профсоюза «Учитель» Иван Меньшиков, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года», рассказывает о трудностях преподавания предмета: как сделать его полезным и одновременно подготовить учеников к ЕГЭ. А ещё говорит о том, для чего учителям ещё один профсоюз и как соблюсти права – свои и детей.
Интересы учеников – в приоритете
Главные потребители образовательного продукта, уроков – дети. Их интересы стоят на первом месте, уже далее – задачи Министерства образования или директора школы, представления преподавателя о том, как преподавать тот или иной предмет.
Методику преподавания может выбирать учитель, но готовить школьников нужно к тому, что важно для них. Если сейчас их основная задача – подготовиться к тестам, то надо готовиться к ним, а не изучать универсальные данные по дисциплине. Учитель может вести урок математики или литературы с упором на прикладной характер, это будет интересно и полезно (больше говорить о статистике или эмоциональных реакция персонажей литературных текстов), но не поможет набрать высокие баллы.
Работать в школе или ходить на митинги?
Школьное руководство пристально следит за политическими взглядами работников, их участием в общественных выступлениях. Некоторые педагоги чувствуют давление со стороны руководства, если принимают участие в митингах или высказывают свои взгляды в соцсетях. Это оказывает влияние на учеников, но на них оказывает влияние тысяча вещей в онлайн- и офлайн-пространстве, поэтому учитель не должен отказываться от своих взглядов. Хотя высказывать в классе свои личные взгляды не стоит – работа и политические убеждения не должны пересекаться.
Если вы достаточно смелы и независимы, нет ничего незаконного в то, чтобы публично обсуждать политические, социальные проблемы, будь то соцсети или сообщество друзей. Преподаватель средней школы зависит от позиции руководителя: некоторые директора угрожают увольнением работникам с оппозиционными взглядами, другие относятся спокойно. Иногда беспокойство по поводу личных взглядов учителя выражают чиновники, а руководители школ напрямую зависят от них.
Иван Меньшиков говорит о том, что сохранить убеждения, несмотря на риск потерять работу, будет честно по отношению к ученикам.
Как выжить: найти единомышленников
В стране работает 1,8 млн учителей – огромная группа людей, объединённая общими целями и сложностями, и все они работают в одной системе по общим стандартам. Педагоги и в Калининграде, и в Туапсе одинаково измучены бумажной работой, формальными требованиями, большими нагрузками и низким уровнем оплаты труда. Кроме внешних факторов, есть ещё сложности внутреннего порядка: неудовлетворённость содержанием учебных программ, то, чему приходится учить детей. Ещё один фактор недовольства – социальная уязвимость, невозможность повлиять на ситуацию.
Учителя остаются наедине со своими проблемами: в классе, во время выполнения формальной работы. Способ поддержать друг друга – создавать сообщества, преодолевая разобщённость. В Петербурге работает профсоюз «Учитель», объединяющий неравнодушных преподавателей.
Как защитить учителя
Учитель – самый уязвимый человек в школе, и профсоюз привлекает внимание к проблемам учителей. Если на педагогов оказывается давление со стороны руководства, предъявляются многочисленные дополнительные рабочие требования, то у учителя мало возможностей отстоять свои права. Если он возмущается в сетях или отказываться выполнять требования, то рискует потерять работу. Руководство школ обычно выполняет требования вышестоящих чиновников и редко разделяют позицию сотрудника. Большинство педагогов формально выполняют все требования и стараются не идти на открытый конфликт с руководством.
Хотя учитель считается свободным в выборе форм и методов преподавания, а также несёт ответственность, вплоть до уголовной, за детей, но он не принимает самостоятельных решений.
В конфликте родителя/учителя администрация обычно занимает сторону родителя, а коллектив останется в стороне при любом решении, между ними слабо развиты горизонтальные связи.
Профсоюз помогает учителям отстаивать интересы в правовом поле, разрешать конфликтные ситуации с руководством, предлагает юридическую и экспертную помощь.
Может ли педагог защитить свои права?
- Педагог может обратиться в один из филиалов профсоюза «Учитель» – они работают в 24 регионах.
- Если в вашем городе нет профсоюза, можно создать собственный филиал совместно с 2 другими учителями.
- Убедить коллег в собственной школе помочь отстоять трудовые права или разрешить моральный конфликт. В некоторых случаях учащиеся совместно с родителями могут выступить на стороне педагога.
- Знать свои права, не дать развернуть ситуацию против себя.
Профсоюз привлекает внимание к обсуждению проблем системы образования, призывает к диалогу родителей, учащихся, чиновников, потому что проговаривание проблем, поиск путей их решения приводит к возникновению диалога, вниманию со стороны власти. По отдельным вопросам профсоюз разрабатывает проекты документов и направляет их в органы законодательной власти.
Независимый директор – независимая школа
Мы говорим о педагогах и их правах, но ребёнок в школьной системе – тоже только объект воздействия: школа выполняет роль проводника, который приводит ребёнка в соответствие с требованиями общества. Но на самом деле основной потребитель образовательного продукта – это ребёнок, и действовать надо согласно его интересам, а они выходят за рамки подготовки к тестированиям.
Сегодня ребёнок практически лишён общения с учителем как наставником, взрослым компетентным человеком, редко имеет возможность обсудить с ним свои личные вопросы. Проблема связана с загруженностью учителей, классами по 35 человек, соотношением педагогов и детей 1:20. Хорошо, если у школьника есть заинтересованные родители и он может обсудить волнующие его проблемы дома, но это не всегда так.
Выход из ситуации – независимость школ, большее финансирование, возможность нанимать больше персонала, гибко подходить к организации учебного процесса.
Часто школам приходится выполнять директивы из Москвы, не учитывающее местной специфики. Подчинение школ муниципальным органам позволило бы нейтрализовать заформализованность системы.
Организация работы конкретного учебного заведения напрямую зависит от фигуры руководителя. Если директор заинтересован в команде, защищает педагогов, то ниже текучесть кадров, здоровее обстановка в коллективе, остаются время и силы на решение педагогических задач.
По мнению И. Меньшикова, выборный директор, не зависящий от чиновников, будет работать в интересах всех участников процесса обучения, а не в интересах «сильных мира сего».
Конкурс «Учитель года»
Всероссийский конкурс начинается с выдвижения учителей от каждой школы. Далее идут районные, городские, региональные этапы — участвующих много, но не каждый понимает, зачем нужен конкурс профмастерства. Иван Меньшиков отмечает положительную сторону – возможность пообщаться с коллегами, сообщество увлечённых педагогов, шанс обменяться идеями и практиками. Это возможность увидеть, как развивается система образования.
Если хочешь победить, надо быть немного конформистом, не стоит рубить с плеча: образование – сфера консервативная, где ценится стаж, опыт, практика. Но если вы уважительно отстаиваете свою позицию в профессиональной сфере, то тоже встретите понимание, ведь быть со всем согласным – это не показатель хорошей работы. «Учитель года» – площадка для высказывания новых идей, возможность постепенно менять взгляды коллег и чиновников на образование.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Куда можно поступить с тройками после 9 класса
✅ 5 фактов о советском лагере «Артек»
✅ Что будет с Россией, если начнется глобальное потепление и поднимется уровень океана