Найти тему
ПИК "СтареЦ"

В поисках клада пронских разбойников

Клады.... есть что-то в этом слове притягивающее, некая магическая сила тайн сокрытых сокровищ с обязательным сопровождением полусказочных легенд. Но клады не легенды, это действительность. Клады находили в далёком прошлом, находят и поныне. Что и неудивительно, ведь зарытые в землю сбережения являлись самым надёжным "сбербанком" того времени.

Самыми распространёнными легендами безусловно являются истории о разбойничьих кладах. Учитывая, что Рязанская область находится в большинстве своём в лесной зоне, у нас такие легенды очень распространены. Правда верить в них всерьёз не стоит.

Вопреки распространенному мнению, лесные разбойники не были обеспеченными людьми. Основной их добычей являлась провизия и товары, которые ещё предстояло сбыть (что требовало время и влекло дополнительные расходы). О накоплениях к старости разбойники тоже не задумывались, особенно с учетом того, что многие из них заканчивали жизнь на виселице или в заключении. В большинстве случаев они вели маргинальный образ жизни. Свои сбережения среднестатистический разбойник тратил на низменные удовольствия: выпивку, любовные развлечения и карточные игры. Так что, в основном, свои сокровища разбойники зарывали в землю только в народных легендах, кино и литературе.

Тем не менее, проверять легенды о сокровищах обязательно надо. Возможно клада обнаружить не получится, но приятные находки вполне могут быть. Как например случай с историей про клад пронских разбойников, написанной Виталием Горчаковым в книге "Рязанские клады" 1995 года.

-2

В своей книге автор поведал предание о кладе лесных разбойников, которое подкреплялось косвенными фактами. Он сослался на известного краеведа А.И. Черепкина, который после археологических исследований местных древностей в своём отчёте сообщил любопытную информацию, изложенную в трудах Рязанской Учёной Архивной Комиссии за 1897 год:

"Мною была осмотрена местность, известная под именем "Зимницы", - говорится в отчёте. - Это урочище находится среди обширного леса, верстах в 25 от города Пронска. На этом урочище в двух местах сохранились остатки жилых помещений в виде ям, возле которых находят старые кирпичи, гвозди, ножи, железные наконечники копий стрел и другие вещи. А.Г. Горбачёв (местный волостной старшина) сопровождал меня в Зимницы: без его содействия мне не удалось бы найти это урочище, скрытое в непроходимой чаще леса. Одна часть урочища называется "Наспище", другая - "Пристань".

"Наспище" облегает небольшое, овальной формы болото. Кругом болота или вернее, впадины, наполненной водой от весеннего таяния снега. На приподнятых берегах Горбачёв указал мне 20 ям. Саженях в 140 от "Наспища", на открытой возвышенной поляне, находится другая группа ям (150 ям), расположенных правильными рядами. Это "Пристань".
По словам А.Г. Горбачёва, между "Наспищем" и "Пристанью", напротив колодца-родника, зарыт бочонок золота. В существование бочонка крепко верят местные крестьяне. Были попытки извлечь золото из земли, но без успеха. Неудачи объясняются тем, что никому точно не известен заговор, с которым зарыт клад.
По преданию, сохранившемуся между крестьянами, лет 300 тому назад здесь был притон вольницы. По-видимому, это предание вполне справедливо - осмотренные мною остатки становища, скрытые в глубине обширного леса, вернее всего могли служить убежищем большой шайки разбойников, а не мирному населению. Раскопки в урочищах "Наспище" и "Пристань" могут дать небезынтересные результаты".

-3

В исторических источниках есть данные о беглых, скрывавшихся от розыска заводчиков или помещиков-крепостников. Эти "беглые" люди объединялись в вольницы и промышляли разбоем, а потом перешли на службу царю Ивану Грозному, став называться рязанскими казаками и противостоять набегам ногайских татар.

Напрашивалась и другая версия тайны появления становища: не было ли оно скитом раскольников? После известной в истории реформы главы русской церкви патриарха Руси Никона христиане раскололись на двухперстников и трёхперстников, что привело к великой религиозной смуте на Руси. Преследуемые церковью "двухперстники" уходили в леса, чтобы сохранить свою старую веру. Не раскольники ли обосновались тогда в пронском лесу, в урочищах с названиями "Наспище" и "Пристань"?

Доподлинно известно, что в начале 2010-х годов, проверяя данную легенду, кладоискатели добрались до этого урочища. Нашли и "Наспище", и "Пристань", и домовые ямы, и пересохший родник. Никакого бочонка с золотом там, увы, не оказалось, но зато с помощью металлоискателей им удалось обнаружить множество приятных и интересных находок.

Находки кладоискателей, среди которых складень "Богоматерь Одигитрия. 14 век"
Находки кладоискателей, среди которых складень "Богоматерь Одигитрия. 14 век"

Например, складень и иконку-привеску с изображением Богоматери Одигитрии 14 века, а также порядка 20 крестов-энколпионов разного размера. Помимо этого, было ещё найдено внушительное количество монет, перстней и прочей металлопластики.

Складень "Богоматерь Одигитрия. 14 век"
Складень "Богоматерь Одигитрия. 14 век"
Иконка-привеска "Богоматерь Одигитрия. 14 век"
Иконка-привеска "Богоматерь Одигитрия. 14 век"

Вращаясь раньше в кладоискательских кругах, я в своё время сохранил у себя несколько фотографий находок с того места, поскольку уже тогда задумал в будущем написать об этом краеведческий материал. И вот теперь этот момент настал!) После долгого ожидания моих заметок и наработок в запасниках пришло время наконец-то опубликовать данные фотографии и статью. Кто знает, может быть и клад пронских разбойников ещё где-то ждёт своего часа и счастливчика, который его наконец-то когда-нибудь найдёт!

Автор статьи: Денис Шибаев


Хобби
3,2 млн интересуются