Найти тему
Путь к Мечте 💰

Злые слова. Часть 1. Запреты.

Когда я была маленькой, как и многие советские дети, часто слышала в свой адрес:

- Не лезь, упадёшь

- Не трогай, это не для тебя

- Не проси. Попрошайничать не красиво.

- Будешь себя плохо вести - Бабайка заберёт

- Не ляжешь спать - Баба Яга прилетит

И так далее.

И, как это часто бывает, такие фразы оставляли неизгладимый след в детской ранимой душе.

Долгое время я боялась засыпать без света и родители были вынуждены оставлять горящим ночник.

Попросить кого-то о чём-то для меня и сейчас бывает трудно. Легче, скрипя зубами, справляться самой, а потом слышать удивлённое: "что же ты не сказала что тебе нужна помощь?"

Впрочем, родители меня любили, делали всё что было в их силах, в соответствии со своими знаниями. И спасибо им за это!

Я же, как и многие "молодые да горячие" твёрдо решила не допускать ошибок в воспитании детей. Начиталась умных книг, впитала вековой педагогический опыт и приступила. Старшего сына растила "правильно".

Всеми силами избегала запретов и слова "нельзя". Детки в состоянии адекватно воспринимать и выполнять всего десяток запретов. Когда запретов больше, нужные вытесняются из памяти всякой ерундой. И если, например, разрешить ребёнку играть на проезжей части дороги или в непосредственной близости от неё не получится, то разрешить шлёпать по лужам вполне можно. Достаточно "обезопасить" своё чадо резиновыми сапогами. Или договариваться что по дороге "туда" (в сад, поликлинику, магазин и т.д.) он будет старательно обходить лужи, а по дороге "оттуда" (то есть домой) может хоть все лужи измерить. Подобные договорённости почему-то реально работают. А промокшие ботинки, после улицы, в любом случае приходится протирать и ставить сушить. Нервы целы, все довольны - очень удобно!

Был один случай, который "утвердил" меня на этом пути. Однажды, когда моему сыну было года 2 или 3, мы с ним пошли гулять на улицу. Межсезонье: то ли весна, то ли осень. Грязь повсюду, лужи. И вот на детской площадке (!!!) некая бабушка выгуливала своего внука:

- Не лезь на качели - они мокрые!

- Не катайся с горки - она ржавая!

- Не лезь в песочницу - там грязно!

При том что больше на площадке игровых элементов не было, для какой цели бабушка привела на неё внука, мне было не понятно. Выдержку что ли тренировать? Ну выгуливала бы уже на поводке, как собаку, раз вообще ничего нельзя.  

Мой сын, в это время, спокойно и с удовольствием "собрал всю грязь" на резиновые сапоги и потрёпанный стирками комбез. Минут через 40, вполне себе довольные друг другом и нагулявшиеся мы пошли домой. А бабушка так и продолжала "дрессировать" на детской площадке хнычущего внука: "нельзя, не смей, не подходи..."

У такой методики воспитания оказался ещё один неожиданный плюс: при минимальном количестве запретов, дети растут гораздо более послушными. Знают что можно им почти всё, учатся договариваться, "выторговывать" себе разрешение по тем же лужам пошлёпать. Но если мама строго сказала "нельзя", то все: ни нытьё, ни капризы, ни истерики не помогут. Нет, значит нет. 

Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5.