Найти в Дзене
Мир глазами историка

"Лев Толстой как зеркало русской революции"

Цветная фотография Льва Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне 23 мая 1908 года. Фото с сайта Сергея Семёркина
Цветная фотография Льва Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне 23 мая 1908 года. Фото с сайта Сергея Семёркина

Первоначально планировалось назвать статью "Великий лицемер Лев Николаевич Толстой", но ленинское название показалось ближе к идеальному. Статью Владимира Ильича Ленина с таким названием многие из читателей, возможно, помнят по годам освоения гранита науки в школе, а кто-то и в вузе. Написана она была к 80-летнему юбилею писателя в 1908 году. Прошло чуть больше года с окончания первой русской революции 1905 - 1907 годов.

Ленин с соратниками в гостях у писателя Максима Горького на о. Капри в Италии. Фото с сайта Сергея Семёркина
Ленин с соратниками в гостях у писателя Максима Горького на о. Капри в Италии. Фото с сайта Сергея Семёркина

На полноценный аналитический материал эта газетная публикация, конечно, не тянет. Но и не стандартный в подобных случаях панегирик с бесконечными восхвалениями, а оценка знаменитого литератора и кумира многих экзальтированных субъектов с несколько неожиданного ракурса — отношения к только что завершившейся революции. Революции, в которой, вопреки советским учебникам, Ленин сыграл вовсе не одну из центральных ролей. Потому оригинальный отзыв о безусловной знаменитости работал на будущего вождя мирового пролетариата, несмотря на первоначальную анонимность.

В. И. Ленин не являясь толстовцем, всё-таки может в значительной степени считаться продолжателем его дела. Замечая, что Лев Толстой не понял и не принял революции 1905 года, Владимир Ильич настаивал на том, что великий писатель в своём творчестве самым лучшим образом отразил эту революцию. Как лучшее зеркало Толстой Л. Н. отразил и все противоречия, присущие этой революции

Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе. С одной стороны — замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, — с другой стороны, «толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками». С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срыванье всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины.

В статье Ленина В. И. писатель и общественный деятель отразил как зеркало все недостатки революции 1905 года, революции, как утверждает историческая наука, крестьянской в своей основе, несмотря на то, что привычные со школы события происходили в больших городах, в том числе в столице.

Толстовские идеи, это — зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни и заскорузлой трусливости «хозяйственного мужичка»

В упрёк и Толстому Л. Н., и революционной массе лидер большевиков привёл их непоследовательность.

Не раз власть переходила в войсках в руки солдатской массы, — но решительного использования этой власти почти не было; солдаты колебались; через пару дней, иногда через несколько часов, убив какого-нибудь ненавистного начальника, они освобождали из-под ареста остальных, вступали в переговоры с властью и затем становились под расстрел, ложились под розги, впрягались снова в ярмо — совсем в духе Льва Николаича Толстого!

Но Ленин В. И. или слукавил, или сам не понял до конца, что он и есть самый верный продолжатель дела Льва Толстого. Одна из излюбленных в советском дискурсе тем — "Мы пойдём другим путём", куда больше подходит к отношению к заочному учителю, чем к старшему брату. Вести террор массово или индивидуально для основателя партии большевиков — это вопрос, отчасти влияющий на рентабельность. А вот изменение всего методологического комплекса при сохранении верности основным постулатам богоборчества в условиях русской действительности в учении Льва Толстого — это и есть реализация девиза "Мы пойдём другим путём".

Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, — и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости. Историко-экономические условия объясняют и необходимость возникновения революционной борьбы масс и неподготовленность их к борьбе, толстовское непротивление злу, бывшее серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании.

Когда ленинская статья вышла в тираж, Владимиру Ильичу было 38 лет. Лев Толстой в 38 лет был современником начала великих реформ Александра II, последствий подавления польского восстания, первого опыта работы I Коммунистического Интернационала, завершения Россией кавказской войны. А ещё примерно в это время идёт первая публикация романа "Война и мир". Когда грянула гроза 1905 года, Льву Николаевичу оставалось чуть больше полугода до 77-летия. Поздновато менять методологию борьбы против человечества. А Владимиру Ульянову (Ленину) недостаточно непротивления злу, ему необходим активный союз со злом. Его более решительный настрой можно понять, хотя, как и положено протестному блогеру, он привирает: да, непосредственно кадровых толстовцев было не так и много, но интеллигенция и ведомая ею часть общества в глупости и пошлости своей уже привыкла вместо Бога поклоняться Льву Толстому. И в словах Ленина В. И. есть и доля зависти — богатому бездельнику Толстому Л. Н. посчастливилось вкусить всемирной славы, а победоносная революция Ленина В. И. в 1908 году даже на горизонте видна была ещё слабо.

Ленин с соратниками в гостях у писателя Максима Горького на о. Капри в Италии. Фото с сайта Сергея Семёркина
Ленин с соратниками в гостях у писателя Максима Горького на о. Капри в Италии. Фото с сайта Сергея Семёркина

И, всё-таки, главное, что смог воспринять Владимир Ульянов (Ленин) от своего заочного учителя — это лицемерие. Великий писатель и общественный деятель Лев Толстой так любил человечество и справедливость, что нашёл для него единственный путь к спасению — вымирание за счёт прекращения деторождения. Владимир Ленин так любил простой народ и справедливость, что готов был отдать на алтарь мировой революции весь русский народ, включая и рабочих с крестьянами. Кстати, победа мировой революции ожидалась не в России, а в "передовых странах" Западной Европы.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.