Найти тему
Сорокин

СКОЛЬКО СТОИТ СЛОН? А ВСЯ ЗЕМЛЯ?

Как оцениваются услуги планеты по поддержанию жизни гомо сапиенса.

Углеродная ценность» африканских лесных слонов составляет $1,75 млн за животное. Киты стоят чуть больше $2 млн.

Шахид Наим, профессор экологии Колумбийского университета, считает такое отношение к природе противоречивым. Это не означает, шутит он, что грибки собираются объединиться в профсоюзы и взимать с людей плату за услуги по декомпозиции. Экосистемные услуги должны помочь нам понять, что растения, животные и нетронутые ареалы представляют гораздо большую ценность для людей живыми, чем мертвыми (хотя, мы думаем наоборот).

В 1996 году профессор Наим входил в группу исследователей, которые поставили перед собой задачу установить долларовую стоимость «экосистемных услуг» , которые Земля предоставляет человеку ежегодно.

Ученые подсчитали экономическую стоимость 17 экосистемных сервисов для 16 биомов, основанных на опубликованных исследованиях и нескольких собственных работах. Стоимость всей биосферы оказалась в диапазоне $16 – 54 трлн в год, и в среднем – около $33 трлн в год. Учитывая фактор неизвестности, это можно принять за минимум, и это почти двойной глобальный ВВП конца 90-х.

В 2014 году исследователи обновили оценку экосистемных услуг. Пять лет назад они стоили $125 трл в год. Новое исследование показало, что изменение землепользования привело к ежегодным потерям от $4,3 до $20,2 трлн в период с 1997 по 2011 год. Исследователи отмечают, что определение экономической стоимости природы не означает того, что к ней следует относиться как к частному товару, но должно помочь донести ее ценность до общества.

Профессор поясняет, что «люди будут оценивать экосистемные услуги в денежном эквиваленте, нравится нам это или нет». Например, бразильские жители всегда будут думать о том, сколько они смогут заработать, если заменить крупнейшую заболоченную местность в мире - Пантанал – на пастбища для скота. Миссия ученых в том, чтобы показать людям, что все не так однозначно. «Необходимо учитывать и все остальное, что дает Пантанал, а не только эквивалент производства говядины», - говорит он.

Главным препятствием на пути интеграции экосистемных услуг в финансовые решения является отсутствие исследований, связывающих функционирование экосистем с благосостоянием человека.

«В основе дискуссии об экосистемных услугах лежит довольно красивая наука, но она не очень хорошо воплощается в жизнь. Я думаю, что ни экономика, ни экология не проработаны достаточно. Но если у кого-то это получится, то это может все изменить», - считает Наим.

Это отрывок статьи, опубликованной на сайте Republic. Полный вариант можно прочитать
здесь.