Политика импортозамещения и сквозная маркировка, охватывающая все товары, — это, безусловно, хорошо. Глянцевый мир цифрового будущего должен принести самодостаточность и процветание российской экономике, «белую» конкуренцию — бизнесу, товарное изобилие и качество — потребителям. Главный вопрос в том, как теперь это будущее построить.
У современного российского производства два «врага» — недостаток опыта, сформировавшийся за годы «железного занавеса», и ксенофилия. Российский потребитель по-прежнему превозносит качество импортных товаров и отдают предпочтение громким западным брендам. Это отличная зацепка для недобросовестных компаний: можно скопировать товар и «впарить» подделку, не опасаясь последствий.
Так было раньше — до внедрения маркировки. Дальше — не получится. Весь без исключения импорт, кроме «тюкового» секонд-хенда, подпадающий под категории товаров, подлежащих обязательной маркировке, нужно снабжать Data Matrix.
Если вкратце, то первым делом бежать нужно в интернет, обращаться к НПА и штудировать ТН ВЭД. Нашли товар в соответствующих категориях? Маркируем! Давайте-ка по кодам ТН ВЭД и пробежимся:
- Шубы — 4303 10 01–4303 10 908, исключение — 4303 10 907.
- Обувь — 6401–6405.
- Автопокрышки — 4011 10 000 3/9, 4011 20 100 0/900 0, 4011 40/70/80/90.
- Сигареты — 2402.
- Парфюмы — 3303 00.
- Продукция легпрома — 6106, 6201–6202, 6302.
- Фототехника — 9006, исключение — 9006 91/99 (кинокамеры).
Чтобы легально торговать на территории РФ импортированными товарами, придется постоянно взаимодействовать с организациями и ведомствами, так или иначе сопровождающими и контролирующими юридические, фискальные и бизнес-процессы. Минимальный «пакет»: регистрация в ФНС и «Честном ЗНАКе», членство в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» . Очевидно, что для работы на инфоплощадках ведомств потребуется ЭП (наверняка вы уже оформили).
«Учетка» в ЮНИСКАН/ГС1 РУС нужна, чтобы описывать товары, а личный кабинет в «Честном ЗНАКе» — для заказа Data Matrix и фиксации товародвижения, причем для импортеров — ровно в такой вот последовательности. Без описания импортной продукции, которой вы торгуете, маркировочных кодов не выдадут.
При регистрации «учеток» каждая информационная площадка предъявляет свои требования и к софту, и к оборудованию. Не забудьте проверить и вовремя обновить прошивки касс (или сами аппараты), «операционку», сканеры штрихкода, принтеры этикеток (могут понадобиться, чтобы распечатать наклейки с Data Matrix) и, конечно, автоматизированные рабочие места — ноутбуки, серверы, компьютеры, POS-системы и ТСД.
Теперь поговорим о процедуре:
- Выберите надежного оператора ЭДО.
- Как можно скорей определитесь с методом и местом маркировки.
Без подключения к оператору ЭДО невозможен легальный и защищенный электронный документооборот. Как минимум без обмена универсально-передаточными актами с контрагентами, не говоря уже об остальном (контрактах, счетах-фактурах и прочей документации), невозможно законно «провести» импорт.
С первым шагом проблем возникнуть не должно, но мы подскажем, причем за помощью обратимся сразу к ФНС — налоговики плохого не посоветуют.
Итак, главный экономический надзорный орган России закотировал несколько операторов ЭДО. В топе:
- «Контур»;
- «БЕЛИНФОНАЛОГ»;
- «ИнфоТеКС Интернет Траст»;
- «ЭЛБИС»;
- «Тензор»;
- «КОРУС Консалтинг СНГ»;
- «Такском».
Теперь — о методах маркировки импорта. Суть в том, чтобы выбрать подходящий склад — то есть физически «устаканиться» в помещении. Таможенный союз разрешает маркировать импортные товары в трех зонах: на территории производителя, на специализированном — консолидированном — складе (таких в России несколько), непосредственно на таможне.
Третий вариант считается оптимальным. Почему? Во-первых , у ФТС полно подходящих складских локаций — маркируй не хочу. Во-вторых , сразу тебе полное и годное оформление всего, чего только можно. В-третьих , с документацией могут возникнуть сложности, если маркировать товар у производителя. Например, не организован нужный контроль качества и сотрудники перепутали коды. Это значит, что на таможню придет груз с «перепорченными» наклейками — его придется возвращать изготовителю, причем, скорей всего, целиком. В итоге — затратно и долго. Нерационально. Консолидированные склады — хороший вариант, конечно. Но их мало, и удобны они для маркировки только маленьких партий груза.
Выбрали склад? Отлично. Разберемся, как все грамотно обустроить:
- Заходим на «Честный ЗНАК», хоть непосредственно через 1С, и заказываем нужное количество маркировочных кодов — для каждой товарной единицы.
- «Забираем» в личном кабинете PDF-файлы.
- Распечатываем Data Matrix на наклейках или упаковываем файлы с кодами в цифровой архив.
- Отсылаем маркировочные коды производителю или сотруднику, сопровождающему груз: курьером или срочной наземной почтой — если это наклейки, любым удобным удаленным способом через глобальную сеть — если это файловый архив.
Далее важно организовать контроль нанесения идентификаторов. То есть проверять, чтобы представитель производителя или сотрудник логистической или транспортной компании, сопровождающий груз, правильно маркировал товар.
После нанесения средств идентификации (на производительском, консолидированном или таможенном складе) продукцию можно легально ввозить в Россию и продавать на ее территории. И да, о выполненных операциях нужно обязательно отчитываться в «Честный ЗНАК» — буквально о каждом шаге! Если вы этого не сделаете, оштрафуют.
Что еще необходимо добавить к уже вышесказанному? Во-первых, переходите с объемно-артикульного учета на поштучный (если, конечно, еще не перешли). Во-вторых, учитывайте сложность ситуации с агрегацией кодов. Как вы наверняка уже знаете, маркировать можно не только товарную упаковку, но и груз целиком.
Ошибка при нанесении «внутригрузового» идентификатора может обойтись очень дорого. То есть, если сотрудник, маркирующий партию, пропустит хотя бы одну товарную позицию или нанесет не тот идентификатор, а потом упакует груз и наклеит на него этикетку с агрегационным кодом, начнутся проблемы. Хорошо, если ошибку удастся выявить до отгрузки — потребуется пересканировать товары, устранить неточности, заново сформировать упаковку и перемаркировать кодом GS1. Если дать партии с ошибкой дойти до таможни, придется переделывать товарную декларацию (ДТ) или возвращать груз отправителю.
В общем, позаботьтесь, пожалуйста, о первичной приемке и организуйте надлежащий контроль. Сверяйтесь «с приборами» — Data Matrix из УПД и ДТ (и прочей документации) должны совпадать с теми, что на товарах, упаковках и коробках.
Вот вроде бы и все. Впрочем, в нашем блоге постоянно выходят статьи на эту тему. Здесь мы просвещаем вас «бегом», а блоговые публикации полней и детальней. Проверяйте информацию на «Честном ЗНАКе», мониторьте сайты ФНС и таможенной службы — там много полезностей. Успешной торговли!
Подписывайтесь на нашу email-рассылку . Мы будем делиться полезным контентом и самой свежей информацией об изменениях законодательства.
Ставьте «Палец вверх» и жмите кнопку «Поделиться». Не оставайтесь равнодушными, эта информация может принести пользу вашим друзьям и знакомым!
Подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ — так вы не пропустите новое и полезное!