Найти тему
Страна Огней

Мирза Алекпер Сабир

Оглавление
Мирза Алекпер Сабир
Мирза Алекпер Сабир

Актуальные проблемы прошлого века в Северном Азербайджане

В конце XIX - начале XX века в Северном Азербайджане все больше ширилось движение за предоставление образования и просвещения простолюдине . Выпускались много печатных материалов, статей на эту тематику. Например одним из таких печатных изданий был сатирический журнал «Молла Насреддин» , где описывались актуальные проблемы той эпохи . Но помимо всего прочего, в редакции этого журнала одновременно сотрудничали и работали передовые умы азербайджанской интеллигенции. «Молла Насреддин» в этом контексте был не только рабочим местом, но и трибуной для распространения просветительских идей . И одним из таких просветителей был Алекпер Таирзаде , он же Мирза Алекпер Сабир* , являющийся гениальным (даже «гениальнейшим» если так можно выразиться) азербайджанским поэтом.

Сабир* - терпеливый

Как Сабир попал в «Молла Насреддин»?

Родился Сабир в 1862 году . Период его творческого становления совпало с популяризацией журнала «Молла Насреддин» . После долгих раздумий, Сабир решает отправить в издание газеты свои стихи для публикации в специальной гостевой колонке печати . Когда в редакции на его стихи обратил внимание сам Джалил Мамедгулузаде , то было решено немедленно сотрудничать с ним . Мамедгулузаде прежде всего привлек легкий язык и острословие Сабира . «Визитной карточкой» же поэта, благодаря которой он и попал в «Молла Насреддин», было стихотворение «Что мне за дело?!» (азерб. «Millət necə tarac olur olsun, nə işim var?!»).

Творческий почерк Сабира

Сотрудничество Мирзы Алекпер Сабира с редакцией журнала «Молла Насреддин» было воистину плодотворным. Читатели быстро полюбили почерк поэта и стали интересоваться им, ожидая все новых стихов. Причиной же успеха было то, что Сабир, помимо того, что касался в стихах острых проблем, так еще и подвергал жесточайшей критике тех, кто ради своего собственного блага, жертвовал Родиной . Стихи Сабира также носили поучительный характер, потому что там призывалось учесть ошибки старины и делать соответствующие выводы, дать образование народу . Например, в стихотворении «Не пущу!» (азерб. «Oxutmuram, əl çəkin!») поэт критикует невежественного отца его же словами, который не желает пускать своего сына в школу, подкрепляя свои действия тем, что это противоречит "религиозным догмам" :

-2
«Не пущу»
«Не пущу»

В своих стихотворениях Сабир также обращается к политической сатире. Например в ответ на предательские анти-национальные действия Каджарского шаха Мохаммад-Али, Сабир пишет:

-4
Рей* - город в Иране
«Ко мне, покупатели! Рей продаю!»
«Ко мне, покупатели! Рей продаю!»

Педагогическая деятельность. Детский период творчества

Мирза Алекпер Сабир также занимался педагогической деятельностью и ему было больно смотреть на то, как азербайджанские дети отстают в развитии в учебе. Поэтому у него была мечта открыть школу в Шемахе . Открытая им школа была названа «Ümid» («Надежда») . В данном учебном заведении ученики приобретали правильные научные знания согласно по специально проработанному методическому методу Сабиром. Но из-за невежественных людей и фанатиков, утверждавших, что это «гяурский очаг» по причине отсутствия тут преподавателей-мулл, эта школа закрылась. Не выдержав преследований фанатиков Сабир в итоге переселяется в Баку и начинает работать в балаханской школе . Здесь начинается период детского творчества поэта. Стихотворения «Дитя и лёд» (азерб. «Uşaq və buz»), «Пахарь» (азерб. «Əkinçi»), «Весенние дни» (азерб. «Yaz günləri») были написаны именно в этот сложный период. Перечисленные детские стихотворения Сабира и по сей день не теряют своей актуальности и преподаются в начальных классах азербайджанских школ.

-6
-7