Мелодрама Михаила Богина «О любви» вышла в 1970 году. Несмотря на сильный актёрский состав, картина прошла в прокате третьим экраном, зато спустя годы уникальная лента наконец обрела признание...
Сценарий фильма о незамужней 30-летней скульпторше режиссёр Михаил Богин написал в соавторстве с Юрием Клепиковым. За плечами у Богина уже был приз Каннского кинофестиваля за романтическую короткометражку «Двое» с Викторией Фёдоровой и Валентином Смирнитским и от темы он решил не отступать — снова снял картину о любви. Сценарий писали специально под Викторию Фёдорову, которая за прошедшие пять лет успела окончить ВГИК и сняться в нескольких картинах, но для режиссёра осталась всё той же трепетной и искренней актрисой, которая с самого начала всё умела — в силу необыкновенного таланта.
Перед съёмками создатели фильма тесно общались с реставраторами в Царском селе. У героини Виктории Фёдоровой был реальный прототип — скульптор Лилия Швецкая, которая 55 лет своей жизни посвятила воссозданию культурных объектов Петербурга и окрестностей. Её руками были отреставрированы интерьеры Екатерининского дворца, разрушенные в годы войны, и, в частности, знаменитая Янтарная комната. Перед началом съёмок Швецкая лично встречалась с Викторией Фёдоровой и консультировала актрису по вопросам скульпторского дела.
Изначально Михаил Богин назвал картину «Не задев травы» — эта строчка из стихотворения Марины Цветаевой должна была символизировать скромность главной героини, которая не стремится к славе и признанию. Однако в Госкомитете режиссёру заявили: «Миша, ну где же тут трава?». Новое название появилась по воле судьбы: после беседы в Госкино Богин пришёл домой, открыл томик Чехова и наткнулся на рассказ «О любви» — так просто, но в то же время ёмко он и решил назвать картину.
Молодого саратовского актёра Олега Янковского режиссёру порекомендовала сама Виктория Фёдорова. А дебютант Владимир Тихонов попал в картину благодаря внешнему сходству с исполнительницей главной роли — ему с Фёдоровой предстояло играть брата и сестру. Нашлось в кадре место и для давней знакомой режиссёра Биби Андерсон. Шведка появилась в небольшом эпизоде в аэропорту и гонорар ей полагался совсем крохотный. В придачу Богин пообещал подруге дорогой сервиз, однако Биби предпочла другой подарок — каракулевую шубу, в которой она блистала на съёмках. Шуба принадлежала киностудии, но отказать подруге режиссёр не смог — в результате у него из зарплаты вычли стоимость презента в трёхкратном размере.
Мелодрама «О любви» стала предпоследней картиной, снятой Михаилом Богиным на родине. Следом вышла его военная драма «Ищу человека», в которой свою дебютную роль в кино сыграла Лия Ахеджакова. А уже в 1975 году режиссёр эмигрировал в США, где живёт и по сей день. За рубежом он снял всего несколько фильмов, а большинство проектов так и остались нереализованными, хотя один из них хвалил сам Микеланджело Антониони, помочь с финансированием другого обещал Андрей Тарковский, а для третьего написал стихи Иосиф Бродский. Одновременно с Богиным в США приехала и Виктория Фёдорова — на встречу с отцом, адмиралом Джексоном Тейтом. Вскоре актриса вышла замуж за американского пилота, в браке родился сын. На родине Викторию уже не ждали — даже не пустили на похороны матери, которая была убита у себя дома. Фёдорова прожила в США до конца дней. С Богиным она поддерживала дружеские отношения, но встречались он нечасто — жили в разных штатах.
Простой и тихой мелодраме «О любви» была присвоена только третья прокатная категория. Несмотря на внимание зрителей к картине, посмотреть её в кинотеатрах было трудно — выпустили всего двадцать копий. Фильм не разрешили отправлять на фестивали, потому что он «не нёс в себе оптимизма, свойственного социалистическому обществу». Уже в постсоветское время ленту довольно часто крутили по телевидению, а в последнее время к ней проснулся неподдельный интерес нового поколения: современные критики всё чаще включают картину в списки шедевров отечественного кинематографа.