Найти тему
FOCUS

Когда за талант не платили миллионы: гонорары советских актеров

Мы все знаем, что современные актеры кино и певцы зарабатывают большие деньги. Настолько большие, что влиятельный журнал в мире денег Forbes включает их в свои списки. Поэтому, решили выяснить, сколько же зарабатывали великие советские актеры в то время, и сколько это в пересчете на современные деньги, чтобы сравнить цифры.

Зарплата актеров и певцов в Союзе, регламентировалась специальным документом — "Кинопроизводство: Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний". Сей документ был выпущен в 1961 году и прописывал нормы оплаты труда творческой интеллигенции по разрядам.

Выходило, что в зависимости от категории, актер мог получать от 80 до 450 рублей. Так, к первой категории относились те, у кого в багаже уже имелось 5-8 главных ролей в кино. Для второй было достаточно 3-4-х. Также учитывались награды и звания.

Разворот книги "Кинопроизводство: Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний"
Разворот книги "Кинопроизводство: Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний"

Дополнительно выплачивались гонорары за участие в фильмах. Заметьте, не за один съемочный день, как принято в современных реалиях, а за всю картину. Максимальная сумма вознаграждения за исполнение главной роли — 2000 рублей для первой категории.

Это все лирика в цифрах. Теперь можно перейти к практике и посмотреть, сколько же на самом деле получили актеры за участие в масштабных и всеми любимых фильмах.

Процесс съемок фильма "ТАСС уполномочен заявить"
Процесс съемок фильма "ТАСС уполномочен заявить"

Например, Леонид Гайдай, за режиссуру "Кавказской пленницы" получил, по ведомости, 4 100 рублей + за сценарий 2000. Для советского человека 6000 рублей огромная сумма.

Леонид Гайдай во время съемок фильма "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика"
Леонид Гайдай во время съемок фильма "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика"

Напомню, что средней зарплатой считались 200-300 рублей. В пересчете на сегодняшний курс рубля, согласно тарифам ЦБ [да, советский рубль там до сих пор существует, как валюта погашения торгово-кредитных соглашений СССР], Гайдай получил 854 000.

Если хотите проверить посчитайте: 1 советский рубль равен 140 современным. Это все, что вам нужно знать о девальвации нашей валюты.

Великая троица Никулин, Вицин, Моргунов, получили 4 238, 3 389, 1 979 рублей соответственно. Что на наши деньги 593 320, 474 460 и 277 060 рублей. Согласитесь, эти цифры не очень похожи на гонорары современных актеров.

Кадр из фильма "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика"
Кадр из фильма "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика"

Или, например, восхитительная Людмила Гурченко за "Карнавальную ночь" получила 3 250 (455 000р).

Самым баснословным гонораром за всю историю советского кинематографа, может похвастаться режиссер фильма "Интердевочка" Петр Тодоровский.

Сумма режиссерского гонорара в 1989 году составила 550 (!!!) средних зарплат тех лет. В пересчете на деньги это 144 650 советских рублей. Умножьте сумму на 140 и все равно выйдет меньше цифр, чем Федор Бондарчук получил за "Притяжение".

Кадр из фильма "Притяжение"
Кадр из фильма "Притяжение"

Но стоит отметить, что такой огромный гонорар был выплачен исключительно за счет инвестиций иностранного спонсора.

А теперь перейдем к современным реалиям. Метры отечественного кинопроизводства, например, Константин Хабенский, Сергей Безруков, или очень востребованный и там и тут Саша Петров, за один съемочный день могут получать 500 000 рублей.

В 2019 году Александр оказался на 31 месте в рейтинге высокооплачиваемых звезд Форбс с доходом в 2,5 млн$. Это было обеспечено его работой в сериалах "Полицейский с Рублевки", "Метод" фильмах "Гоголь" и "Лед", ну и конечно, самой обсуждаемой картине "Текст".

Кадр из сериала "Метод-2"
Кадр из сериала "Метод-2"

Такие доходы позволили актеру вложиться в собственный бизнес и открыть гостевой дом в Переяславль-Залесском, который пользуется популярностью и уже полностью окупился.

Стоит ли сравнивать таланты Петрова с, например, Никулиным? Думаю, что нет. Очевидно, что советское кино стало бессмертным и смогло остаться в истории. А что с современным российским кинематографом? Будут ли через 50 лет вспоминать того же "Гоголя" или "Притяжение"? Вряд ли...

Напишите в комментариях, какие из последних российских фильмов вы смотрели и какие, оставили неизгладимое впечатление, если таковые имеются, конечно.

Ставьте лайк, если вам понравился наш материал и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного!