Найти тему
Ювелирные истории

Бусы, самоцветы и шаманские украшения в нашумевшем сериале «Угрюм-река»

Как только Первый канал порадовал нас весенней премьерой новой экранизации романа «Угрюм-река», зрители тут же бросились критиковать теленовеллу и сравнивать художественную эпопею про купцов и Сибирь со старой киноверсией 1968-го года. Мол, продюсер наснимал обычных синематографических реконструкций со множеством киноляпов. Благо, хоть красивыми пейзажами зрительский взор усладил. Ну а нас, разумеется, интересуют костюмы главных исполнителей и украшения в духе того времени, когда купеческие богатства соперничали с идеями первых революционеров. Неужто вся экипировка актеров, с ее красочными платками, шубами, платьями и бусами – такой же неудачный новодел, которым киноманы теперь окрестили сам сериал «Угрюм-река»?

Перед нами предстает властный, ненасытный до денег купец Петр Громов (его довольно неплохо сыграл Александр Балуев), который то и дело прикладывается к бутылке. Его верная жена, Марья Кирилловна, (актриса Наталья Суркова), старается мужу угодить и лишний раз не перечить. Двойная нить алых «рябиновых» бус – символ былой любви и привязанности супругов, которая с годами все больше тускнеет, гаснет, исчезает за стеклянными рюмками с горячительным и всепоглощающей страстью пожилого купца к роковой вдове, красотке Анфисе Козыревой.

-2

Юлия Пересильд создала образ стройной, веселой и склонной к интригам вдовушки «облегченного поведения» с целой копной искусственно завитых рыжих кудряшек. Ее золотые серьги-кольца вполне вписываются в образ модницы нашего времени. Но никак не старинных украшений. А серьги в виде винтажных колец с несколькими каплями-подвесками должны были составить гармоничный дуэт с новенькими павлопосадскими платками, которые героиня то и дело набрасывает на плечи.

-3

Впрочем, всецелому имиджу роковой женщины Анфисы современный зритель никак не верит. Ведь гордая красавица, в которую влюбились и отец, и сын Громовы, должна была быть самим воплощением стати, страсти и высокомерия. Помните, как эту роль исполнила Людмила Чурсина? Один только взгляд ее горящих глаз заставлял поклонников фильма верить ей с полуслова и трепетать.

-4

К тому же Анфиса Чурсиной не щеголяла весь фильм в одном корсете и нижней юбке. Один только раз, в сцене с новосельем, мы видим нынешнюю соблазнительницу 21-го века в вечернем черном платье, довольно дорогом, и с затейливым колье-чокером на лебединой шее. Впрочем, потом любовница Петра Громова должна была быть осыпана подарками престарелого ловеласа. Однако в фильме мы не видим ни одной стоящей драгоценности, которая обосновалась бы на пальчиках и в ушах солнечно-рыжей девицы.

-5

Но, следуя устоявшейся традиции, снова сравню сюжет старый и новый. В 1968-м яркая героиня Людмилы Чурсиной как раз и предстает во всей красе, демонстрируя презенты порядком надоевшего любовника. На ее нежной шее появляются яхонты - ожерелья, колье с бриллиантами, самоцветами, шикарные серьги-подвески из тех же прозрачных кристаллов. А жемчугам, и вовсе, нет числа.

-6

В начале сериала 18-летний Прохор Громов вовсе не стыкуется с образом купеческого сына, который в столь юном возрасте уже был, что называется, красавцем, у которого «косая сажень в плечах». Худенький, невзрачный, плохо одетый парень, который лишь через несколько серий должен предстать в образе возмужавшего Прохора Петровича. Богатыря, легко ворочающего огромными капиталами и людскими судьбами, вдобавок.

-7

Тут-то и появляются в гардеробе главного героя (актера Александра Горбатова) шикарные меха, умопомрачительные шелковые халаты и даже огромные золотые перстни с черными камнями. Именно так должен выглядеть хозяин Сибири. Конечно, соглашусь с остальными телезрителями, которые считают, что светло-русый щупленький Горбатов никак не ассоциируется с огромным брюнетом Громовым. И никакие золотые цепи, печатки и браслеты не помогут ему создать гармоничный образ богатейшего купца начала 20-го столетия.

-8

Полная противоположность Прохора Громова – его образованная, утонченная жена, купеческая дочь Нина. Тут мы видим супругу главного продюсера, Софью Эрнст, собственной персоной, в белоснежных легких платьях, с милыми русыми кудряшками и дорогим серебряным ожерельем.

-9

Ее изящная подвеска из небесно-голубой бирюзы символизирует новое начало, знания и просвещение, которое получат женщины революционной эпохи. Однако с большими капиталами всем дамам, девицам и пожилым леди придется распрощаться. Впрочем, как и с фамильными жемчугами, бриллиантами и золотишком. Скоро, очень скоро нагрянут в их дома советские экспроприаторы, охочие до чужих бирюзовых подвесок и бриллиантовых браслетов.

И, наконец, мистический образ почившей шаманки Синильги, у которой Прохор Громов просил покровительства, а взамен пообещал на ней жениться! Тунгусская дева предстает перед нами совсем не страшной, а нежной, юной красавицей с этническими ожерельями, украшенными колоритными камнями.

-10

Бутафорское серебро, длинные серьги, словно перья лесной птицы; причудливый головной убор – корона могущественной шаманки и множество оберегов рисуют нам картину не женщины-ведуньи с устрашающей колдовской силой. А очень даже симпатичной и не вселяющей страх девушки, роль которой досталась актрисе с якутскими корнями, Евгении Манджиевой.

-11

А где же золотые браслеты, расшитые разноцветными каменьями большие этнические воротники, огромные подвески-обереги из золотых и серебряных пластин, что носила шаманка Синильга в фильме 1968-го года? Ответ прост - в 2021-м году таким украшениям места не нашлось. Правильно, нечего бюджет сериала попусту транжирить, благо, на одну хоть меховую шапку на весь фильм для Петра Громова продюсеры разорились. Да длинную двойную нитку бижутерных бус для его супруги подобрали. На бриллиантовые украшения (пусть не настоящие), достоверные исторические костюмы с ручной вышивкой и гениальную игру актеров нам рассчитывать, к сожалению, не приходится. Очень и очень жаль.