Читал классическую корейскую повесть «Сказание о Чхун Хян» и натолкнулся на пять янбанских (дворянских) этических норм, которые отличают людей от животных. Сама повесть заслуживает отдельного рассказа, а здесь же я хотел упомянуть об этих пяти этических нормах.
«Незыблемые правила поведения – пять этических норм: долг между королём и верноподданным, любовь между родителями и детьми, разница в правах между мужем и женой, очередь в семейной лестнице и вообще в обществе между старшими и младшими, взаимная вера между друзьями. Это отличает людей от животных».
Сказание о Чхун Хян
Давайте попробуем поразмышлять об этих пяти нормах.
1) Долг между королём и верноподданным. В Корее примером верноподданства является адмирал Ли Сунсин, которого называют «священный герой» и «герой спасения отечества». Он известен не только своими победами над морским флотом Японии в 1592-1598 годах, но и тем, что столкнувшись с несправедливостью со стороны властей и предательством со стороны чиновников и будучи разжалованным в матросы, Ли Сунсин остался преданным своей стране и своему королю. Даже сидя в тюрьме, он продумывал тактику борьбы с японскими агрессорами. Посмертно Ли Сунсину было присвоено имя Чхунмугон (верный военачальник).
Конечно, в идеале кроме долга верноподданного, должен быть ещё и долг короля. В случае с Ли Сунсином, король и его окружение проявили себя не с лучшей стороны, поэтому при жизни Ли Сунсин ничего кроме проблем, зависти и преследований со стороны правительства не видел, зато спустя 400 лет и в Северной Корее, и в Южной Корее, все помнят Ли Сунсина и почитают его как великого героя, ставят в пример детям и гордятся тем, что он жил в Корее. А вот имена лицемерных чиновников, и их жизнь, посвящённая желанию сохранить власть и страху от потери своего положения, никому и не интересны.
У всех людей в любом случае есть Небесный Родитель, которого можно назвать Царём царей, поэтому долг верноподданного, можно применять и по отношению к Богу, по крайней мере, с Его стороны никогда не будет ни предательства, ни подхалимства, ни зависти. Развивая в себе долг верноподданного по отношению к королю, человек может развивать объектное сознание по отношению к Богу. Тогда получится: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Марк.12:17)
2) Любовь между родителями и детьми. Не секрет, что на Востоке, отношение к старикам более почтительное, чем на Западе, хотя и на Западе есть подобные наставления:
«Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания».
Сирах.3:8,9
И всё же отношения между родителями и детьми оставляют желать лучшего. Порой только в старости, когда сложно что-то изменить, люди осознают, что самое важное – это отношения любви и горько сожалеют, что всю жизнь были слишком заняты и не смогли построить таких отношений с детьми. С другой стороны дети, оторванные от своих родителей, не могут получить энергию своего рода, что сильно ограничивает их развитие.
3) Разница в правах между мужчиной и женщиной. Наверное, это самый болезненный вопрос современности. Женщины хотят равных прав с мужчинами и граница между полами стремительно стирается, когда мужчины и женщины уже не могут определиться со своим полом. Мужчины и женщины изначально были созданы разными, чтобы объединившись в любви, дополнять и совершенствовать друг друга. Истинное равенство – это право на счастье и любовь, дарованное каждому человеку. Истинная Любовь и подлинное счастье возможно только если муж и жена, поставив в центр своей семьи Бога, будут искренне поддерживать друг друга, заботиться друг о друге и служить друг другу.
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».
Быт.2:24
4) Очередь в семейной лестнице и вообще в обществе между старшими и младшими. В идеальном мире, отношения старших к младшим можно охарактеризовать, как наставничество, а отношение младших к старшим, как уважение и послушание. Если и наставничество, и уважение, и послушание, будут иметь в своей основе любовь, никто не останется разочарованным. Общество – это расширенная семья, по примеру семьи, можно выстраивать и отношения любви в обществе:
«Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям».
1Тим.5:1-4
5) Взаимная вера между друзьями. Взаимная вера, подразумевает полное доверие, то есть доверие как к самому себе и отсутствие корыстных интересов.
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
Иоан.15:12-15
Настоящая дружба и взаимная любовь исходит даже не от самих людей, а от Бога. Иисус разделил с учениками Божье Слово и только после этого назвал их друзьями.
Вот такие вот пять этических норм, включающих в себя все четыре сферы сердца: родительскую любовь, супружескую любовь, братско-сестринскую любовь и детскую любовь…