Давайте расскажу вам уже, как я дошла до своей недвижимости. Тема сложная, можно сказать, из-за нее мне теперь постоянно приходится красить волосы.
Да, я изначально из бесквартирных, поэтому однажды пришлось крепко задуматься над этим вопросом. В голове у меня крепко сидела мысль, что на квартиру заработать невозможно, в принципе. Это очень мешало.
Бюджетное учреждение, в котором я работаю, начало строить дом. Для заселения первого блока должны были быть отобраны претенденты, соответствующие строгим требованиям: возраст до 35 лет, степень кандидата наук, определенное количество ваковских публикаций и пр., и главное, отсутствие своего жилья.
Выбирали нас как космонавтов для полета: очень долго мусолили эту тему, провоцировали бесконечное чувство благодарности, вины и пр. Хотя за что? Ведь дом не был абсолютно бесплатным, как в советские времена. Он еще толком не начал строиться, а нам уже выкатили счет (типа, он ниже рыночной цены) по 500 с чем-то тысяч за 36 примерно квадратных метров на каждого.
Тут грянуло резкое повышение цен на недвижимость (2008 год). Дом так и не был построен, но цены повысили до 960 тысяч рублей. Ха-ха, если бы мы знали, что сдадут его только в 2010 году. А некоторые снимали квартиры и взяли кредиты, причем на 500 тысяч.
Наконец, с горем пополам его достроили. Родная администрация устроила пафосное празднование сдачи дома, хотя за такие сроки можно было и постыдиться, но нет... Речи произносились такие, что можно было подумать, что квартиры достались нам бесплатно. Это был первый платный дом, до этого строились бесплатные.
Моя проблема состояла в том, что я сдуру оформила валютную ипотеку. Как раз перед этим выиграла международный грант на 3000 долларов и решила вложить как первоначальный взнос. Это был август 2008 года. Доллар стоил 22 рубля, но как только я оформила ипотеку, он тут же начал взлетать.
С приближением расчетного периода я с ужасом следила за все повышающимся курсом. Я чувствовала себя в захлопнувшейся ловушке. Что оставалось делать? Только платить и быстрее. Уходила вся моя зарплата, я ничего себе не покупала, только забивала ипотеку.
Это была какая-то страшная отработка, потом стало понятно чего. На следующий год в августе меня срочно вызвали на работу. В основном, в бюджетных организациях все уходят в отпуск в августе. Было пусто, и дозвонились только до меня. Пришел срочный сертификат на 750000 руб для покупки жилья молодым специалистам.
Да, есть такие во всех бюджетных организациях, но основная масса работников о них даже не знает. Не доходит, все распределяется между своими наверху. Вот и для меня это было просто какое-то чудо. В августе основной административный состав ушел в отпуск, сидели замены (кажется в тот год открылись вылеты в Турцию из Улан-Удэ). Ох, и получила потом заменявший человек за то, что отдала сертификат мне: уж до кого смогла дозвониться.
А требования опять были строгие: возраст, публикации и пр. Нужно было заполнить кипу бумаг по форме, потом найти жилье по этой цене. А по такой цене жилья не было, как вы понимаете. В любом случае пришлось бы докладывать свои. А я с долларовой ипотекой...
К тому же срок действия сертификата очень ограниченный - сделку нужно провести буквально за пару месяцев. Мне пришлось очень побегать, чтобы найти разрушенную маленькую однушку за 850000. Да и продавцы ни в какую не соглашались продавать за какой-то непонятный сертификат, деньги по которому придут на их счет только в течение месяца после совершения сделки. Согласился только один дядечка-военный, накинув цену за ожидание.
Конечно, такой случай никак нельзя было упускать. Но так думали не все. Когда мне приходилось постоянно бегать в президиум при оформлении документов, как-то меня попросили отдать одну бумагу руководству института. Я прочла этот листок по пути и была просто в шоке.
Оказывается, эти сертификаты раздаются уже порядочно лет (но никто про них не знает). При этом люди, получавшие их, не реализовали их на какую-то огромную сумму. Бумага содержала строгое предупреждение, что если такое будет повторяться впредь, то организация не будет получать сертификаты на жилье молодым специалистам.
Как я поняла, отдел кадров много лет получал сертификаты, давал их своим людям. Понятно, что это были молодые люди не бедные и не особо испытывавшие трудности с жильем, раз они не довели поиски жилья на выданную сумму до победного конца. Почему было проблемой доложить какую-то свою сумму - загадка.
Короче, огромная сумма (я не помню какая, но меня поразила ее длина и количество цифр в ней) осталась неосвоенной и выкинутой в воздух за несколько лет. А сколько молодых людей (не имеющих никакого жилья!) могли бы стать обладателями хотя бы и скромной квартирки.
Потом меня еще долго склоняли на всех профсоюзных отчетных собраниях. Послушав их, можно было подумать, что я одна получила все возможные квартиры и сертификаты. А кто их про...л, не называлось.
Вот так неожиданно и таким трудом я стала обладательницей двух однушек 36 и 27 м. Дальше я осмелела, занялась их продажей и покупкой квартир большей площади (помните, была большая разница в цене в пользу вторички). Закрыла долларовую ипотеку, взяла еще одну рублевую. Рублевая после долларовой показалась детскими игрушками.
В голове у меня уже давно билась мысль, что мне придется уйти с работы. Кругом шли повальные увольнения, и тут же принимались чьи-то мальчики и девочки на освободившиеся места, которые быстро становились заведующими и начальниками.
Короче, в конце концов путем многих переборов и перепродаж я сделала себе жилое и нежилое помещение в соседних зданиях. В одном я живу, в другом работаю. Это жизненно важно для меня, поскольку я не смогла перебороть страх водить машину, хотя и купила как-то себе Ладу Калину по 2-процентному автокредиту (эта программа, кажется, и сейчас существует, но, как и тогда, мало кто о ней знает).