Текст был написан на 1 курсе для учебной газеты. Посмотреть, как это смотрелось на полосе, можно здесь http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1522657311_7639.pdf
Свой первый осколок керамики Саша нашел еще в трехлетнем возрасте. Отец, серьезно занимающийся историей, тогда объяснил маленькому Саше, откуда взялся древний черепок. В одиннадцать мальчик впервые побывал на настоящих раскопках. Тогда под его лопатой «погибли» глиняный кувшин и несколько аморфных посудин. Сейчас, когда молодому человеку совсем немного за двадцать, Александр отправился исследовать безграничную и такую далекую Тмутаракань. Признается: после нескольких полевых сезонов ушел в «таманское дело» без остатка, пока остаток Тмутаракани еще сохранился…
Александр Берлизов и еще девять студентов стал экспериментом: фонд «Вольное дело» под руководством Олега Дерипаски впервые создал в Краснодарском крае группу археологов. Молодые активисты занимаются важным делом: стараются обнаружить и классифицировать наследие Тамани.
Исследовательским «полигоном» Александра стало уникальное таманское городище Гермонасса-Тмутаракань. На его территории расположились около ста тысяч объектов археологического наследия – от палеолита и до средневековья.
– Никто даже представить себе не мог, что на Кубани - да вообще в России – можно найти что-то подобное. Даже Костелки в Воронеже датируются где-то 125 тысячами лет назад, а тут – больше миллиона. Разница колоссальная! Этот памятник будут изучать еще очень долго. Если, конечно, доживет…
На Кубани оставили след греки, меоты, аланы, сарматы, скифы, генуэзцы, турки... Кого только не было. В Гермонассе культурные слои очень сильно перемешаны – и житель одного века мог, выкопав мусорную яму, выбрасывать отходы в пласты, которые относятся к гораздо более раннему периоду. По словам Александра, работа археолога здесь сродни делу хирурга: даже незначительная ошибка может оказаться роковой.
– Хорошо, что вовремя понял , что вот такие гибнущие Тмутаракани – это не далекие заграницы. Это то, что разрушается прямо сейчас под моей же лопатой.
Гермонассе нужна помощь – она продолжает разрушаться, часть попросту уходит в море. Полное же отсутствие берегоукрепительных работ и недостаточный объем охранно-спасательных явно не способствуют защите уникального городища, где более двух с половиной тысяч лет постоянно проживают люди.
Александр уточняет: куда большую опасность представляют так называемые «черные археологи» или, что более верно, «черные копатели», так как к науке эти люди не имеют никакого отношения. Они безжалостно разрушают памятники археологии ради того, чтобы нажиться на продаже добытого. А ведь у любого памятника, а тем более городища, есть границы. Личные и неприкосновенные. Но очень часто они просто исчезают под ковшом бульдозера.
Остро в Краснодарском крае стоят и связанные c финансовым обеспечением проблемы, а коррупция создает дополнительные трудности.
Согласно документам, на укрепительные работы в 2011-2013 годах, изначально было заявлено выделить 770 848 000 рублей. Итоговые цифры за каждый год менялись: с наступлением 2012 бюджет, потраченный за предыдущий год, в документации удивительным образом уменьшался. То же с, казалось бы, жесткими «рамками» сметы происходило и в 2013 году.
Однако, вот интересно: в 2014 году, уже после окончания всех работ, на просторах Интернета появляется петиция, явно разграничивающая работу заявленную и реальную, проделанную. Автор петиции Максим Петренко, студент МГЮА, обратился к Владимиру Путину с план развития комплекса «Гермонасса – Тмутаракань», потому что городище продолжает «рассыпаться».