Общение неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Мы все коммуницируем с нашим окружением: дома на работе, на отдыхе в компании.. и иногда общение кажется очень сложным: когда возникают конфликтные ситуации, когда вам нужно что-то попросить у другого человека, например повышение зарплаты у начальника, поросить коллегу подмениться на работе или убедить друга перенести встречу..
И конечно мы надеемся на положительный результат, но так бывает не всегда. Не получая то, что хочется, общение может перерасти в конфликт, обиды, агрессию и в этом точно мало приятного.
Если вы хотите уверенно общаться с людьми и получать то, чего хотите, без скандалов и ругани, то прочитайте эту статью до конца!
Если вы предпочитаете информацию слушать, а не читать, то можете посмотреть видео на моем YouTube канале..
Итак, продолжу..
В диалектическо - поведенческой терапии существует техника, которая помогает эффективно коммуницировать. Эта техника называется DEAR MAN и создала ее доктор Марша Линехан.
Эту технику можно применять когда необходимо о чем-то попросить или, наоборот, отказаться от чего-то или разрешить какой-то возникший конфликт.
Но, прежде чем перейти к самой технике, хочу отметить, поскольку мы не в силах изменить и контролировать других людей, использование навыков DEAR MAN не гарантирует, что все тут же начнут выполнять все что вам хочется. Но что вы точно сразу заметите, то что вы сумели защитить свои интересы, границы и то что вы сделали со своей стороны все как нужно.
Итак, перейдем к самой технике. DEAR MAN это аббревиатура, в которой каждая буква означает отдельный навык.
Describe — Опишите ситуацию
Express — Выразите чувства
Assert — Объясните ясно и уверенно
Reinforce — Подкрепляйте или поощряйте
Mindful of the situation — Сосредоточьтесь только на этой проблеме
Appear confident — Выглядите уверенным
Negotiate — Торгуйтесь или обсуждайте
Сейчас каждый из этих навыков опишу более подробно на примере «Как попросить у руководителя повышение зарплаты», а вы можете делать себе заметки или скриншоты, чтобы не потерять это важную информацию.
1.Describe — Опишите ситуацию
То есть опишите своему собеседнику ситуацию, в которую вы попали. Используйте только факты и ясные слова. Не пытайтесь оценить, осудить, найти виновного. Только голые факты. На этом этапе вы не выражаете своих чувств и ни о чем не просите.
Например вы говорите своему руководителю:
“Я в этой компании работаю уже пять лет и я знаю, что сотрудники могут рассчитывать на повышение зарплаты. Мою работу всегда оценивали высоко и я зарекомендовал себя как эффективный сотрудник”
2.Express - Выразите чувства
Здесь вы говорите о том, что вы чувствуете, в чем вы нуждаетесь, как вы видите ситуацию. Это поможет другому человеку понять, чего вы хотите.
На этом этапе используются Я-сообщения. То есть, вы говорите только о себе. Другого человека вы никак не касаетесь, не обвиняете его за поведение, поступки, слова или за то, что он еще не сделал.
“Меня расстраивает, то, что мне до сих пор ни разу не подняли зарплату. Я чувствую себя недооцененным сотрудником. Я знаю что многие уже получили повышение и я не понимаю почему это не коснулось меня. Я оцениваю себя как высокоэффективного сотрудника.”
3.Assert - Объясните ясно и уверенно
Никто не может читать ваши мысли! И человек, с которым вы разговариваете, может не знать, чего вы хотите. Или ему может быть непонятно , что именно вы просите. Неясные ожидания - главный источник разногласий в взаимоотношениях. Уберите двусмысленность и сформулируйте то, чего вы хотите ясно, четко и по делу. Хотите сказать Нет, говорите! Хотите о чем-то попросить, просите именно это и именно сейчас.
“Я хочу повышения зарплаты. Наша компания мне может ее повысить?”
4.Reinforce - Подкрепите или поощрите собеседника наградой
Убедитесь, что другой человек точно понимает, почему он должен ответить на ваш запрос. Отношения строятся на взаимности. Если кто-то делает нам одолжение, мы ведь с большей вероятностью окажем ему услугу взамен. Поэтому важно подкрепить просьбу чем-то хорошим или поощрить другого человека.Другие люди хотят чувствовать себя хорошо, выполняя просьбы, а не так, как будто их принуждают выполнять требования. По сути вы даете понять другому человеку что для него тоже что-то есть, какая-то выгода.
Но, будьте осторожны, не предлагайте награды, которые нереалистичны или которые вы не сможете выполнить. Будьте верны своему слову.Этот этап можно делать когда вам удобно, главное не забывать про него и иногда благодарить других людей.
“Я постараюсь работать ещё лучше, я готовавзять на себя дополнительные обязанности и задачи. Я буду вам очень благодарна, если рассмотрят мое повышение зарплаты.”
5.Mindful - Сосредоточьтесь на проблеме
Старайтесь не отвлекаться на то, что происходит вокруг вас. Если человек с которым вы разговариваете, пытается защищаться, уходит от ответа, пытается сменить тему, ваша задача держать развор в нужно русле. Постоянно держите в уме тему вашей просьбы и вашу позицию, на которой вы стоите. Отвлечься очень легко, особенно в неудобных ситуациях. К сожалению, когда разговор сбивается с курса, шанс получить то, о чем просите в разы уменьшается. Сосредоточение внимания до тех пор, пока вы не достигнете решения, увеличивает ваши шансы на успех.
Но если вас отвлекают от темы, не дают вам никакого внятного ответа, манипулируют, то используйте два простых приема: заезженная пластинка и игнорирование.
- Прием заезженной пластинки заключается в том, чтобы повторять свою просьбу, снова и снова и снова. Или если нужно сказать НЕТ — отказывать снова и снова. Обычно 3х-4х повторений достаточно. Самое главное, не нужно повышать голос или грубить, вм важно спокойно отстаивать свою позицию
- Прием игнорирования заключается в том, чтобы продолжать придерживаться вашей темы и вашего вопроса. Игнорируйте все, что не касается вашего вопроса. Не реагируйте на обвинения, критику или что-то еще. Не дайте собеседнику вас отвлечь. Держите у себя в голове "Я пришел говорить об этом..."
Если же вы сразу получили отрицательный ответ или какой-то другой внятный ответ
“Нет, мы не можем повысить вам зарплату”, “Повышение вашей зарплаты запланировано через 15 лет”
не нужно использовать пластинку и игнорирование! Иначе это будет выглядеть как нежелание понять, упрямство и агрессия. Это ни к чему кроме конфликта не приведет.
6.Appear confident - Выглядите уверенным
Независимо от того, как вы себя чувствуете внутри, представьте себя так, как будто вы чувствуете себя уверенно. Необязательно ждать, пока вы почувствуете себя достаточно уверенным. Это может никогда не случиться. Побудьте немного актером: держите голову поднятой, стойте или сидите прямо, смотрите прямо в глаза, говорите громко и четко, не шатайте ногой, не мнитесь перебирая что-то руками.
Представьте себя уверенным в себе, компетентным и заслуживающим того, чего вы хотите или в чем нуждаетесь. Когда вы относитесь к себе серьезно, другие тоже с большей вероятностью отнесутся вам также.
Вы скажете это очень сложно и страшно. Да, конечно по началу будет сложно, но изображая, немного играя, вскоре тревога уменьшится до комфортного состояния. Без практики никуда.
7.Negotiate - Торгуйтесь или ведите переговоры
Помните, что вы ничего не требуете, вы что-то просите. Если человек, с которым вы разговариваете, не согласен с вашим запросом, запомните фразу: “отдавать, чтобы получать”. Возможно, вам придется изменить свой запрос, чтобы сделать его более привлекательным для другого человека. Вы можете вместе обсудить, какое решение устроит обоих. В конце концов, вы сможете прийти к решению, которое подойдет вам обоим.
Один из самых важных аспектов отношений - выслушивать друг друга и максимально приспосабливаться друг к другу. Когда вы готовы к переговорам, вы показываете другому человеку, что вам небезразличны его чувства и мнение. Будьте готовы «подвинуться», пойти на компромисс, что-то предложить взамен, уменьшить свою просьбу, пойти по альтернативному решению. Можно прямо спросить собеседника какое он видет альтернативное решение или какой может предложить компромисс.
“Я поняла, что зарплату мне прямо с этого месяца не повысят. Но как вы думаете, возможно ли запланировать повышение, скажем, на период через 2-3 месяца?”
Вот и вся техника. На первый взгляд может оказаться сложной, но на самом деле это не так. Отрабатывайте навыки по частям, один за другим, переходя к следующему. Так с каждым разом вам бдет проще и вы поймете какие пункты вам сложнее выполнять и над чем в общении вам необходимо поработать.
Чтобы научиться постоять за себя, уважая при этом потребности и границы других людей, потребуется много практики.
Не забывайте проявлять доброту к себе, и осваивайте новые навыки постепенно. Самое важное, это то, что вы делаете выбор в пользу себя и своих интересов, а значит вы себя цените.
Психолог, Татьяна Лошкарева.