В Вархаммере 40000 одной из самых любопытных тайн является история Второго и Одиннадцатого примархов, о которых не известно почти ничего – ни их имена, ни облик, ни специализация и численность их легионов, ни факты из их биографии, ни то, что они натворили, и за что они были преданы забвению.
Накануне я прочитал рассказ «Покои в конце памяти» (автор – Джеймс Сваллоу), где Рогал Дорн во время работ по укреплению обороны Терры в преддверии приближения сил Хоруса – ненароком обнаруживает спрятанные и защищённые варп-ловушками личные покои Второго и Одиннадцатого примархов.
Дорн заручается помощью библиария из Имперских кулаков (для которого он в качестве исключения временно отменяет Никейский эдикт), и они преодолевают ловушки. Затем к ним приходит Малкадор, который вынуждает библиария оставить их – и объясняет Дорну, что примархи всегда очень туманно говорят о Втором и Одиннадцатом – потому что им затуманили часть памяти, которая касается потерянных примархов. То есть примархи помнят в целом, что у них были Второй и Одиннадцатый братья – но не помнят их имён и каких-то значимых подробностей. Дорн приходит в ярость из-за того, что Малкадор вмешивался его память, но Малкадор говорит, что идея о затуманивании памяти и забвении потерянных примархов была выдвинута самим Дорном и Жиллиманом, которые тогда же и попросили Малкадора наложить на них забвение. Малкадор даёт возможность Дорну ненадолго вспомнить истинную историю Второго и Одиннадцатого (читателю, разумеется, эту историю не описывают), и Дорн приходит к понимаю, что забыть их – единственно верное решение. Покидая строение, Дорн вновь забывает подробности о Втором и Одиннадцатом – но пребывает в твёрдой уверенности, что такое жуткое знание должно быть предано забвению, поскольку угрожает самому Империуму.
Но нам-то интересно, кем всё же были эти два примарха, и что такого они сделали, что об этом все многозначительно помалкивают? Нет, серьёзно – даже Хоруса и его сподвижников не предали настолько радикальному забвению. Да, рядовые жители Империума в 41 и 42 тысячелетии вряд ли толком знают о Ереси Хоруса – но инквизиция, космодесант, механикумы, лорды Терры и иные крупные чиновники всё прекрасно знают (хотя, эти знания были со временем искажены и мифологизированы). Но всё равно Хоруса не предали такому жуткому забвению. О его мятеже говорят как об ужасном деянии – но без такого содрогания и ужаса, с каким говорят о Втором и Одиннадцатом даже примархи: можно вспомнить разговор Лоргара и Магнуса из книги «Первый еретик», где Лоргар попытался о них заговорить, но Магнус немедленно прервал его и предостерёг, чтобы Лоргар не продолжал развивать эту опасную тему. Сложно сказать, было ли на них тоже наложено забвение, как на Дорна и Жиллимана, которые сами об этом попросили Малкадора. Возможно, все самые ключевые подробности знали лишь Дорн и Жиллиман, и поэтому именно им по их же просьбе стёрли часть памяти – а другие примархи подробностей не знали и поэтому им ничего или почти ничего не стирали.
Итак, о Втором и Одиннадцатом говорят, что их история завершилась катастрофой и трагедией, и по всему нагнетанию вокруг их истории мы можем сделать вывод, что они натворили нечто более ужасное, чем Хорус (ну, или их деяния в большей степени угрожали Империуму и Императору, чем Ересь Хоруса). Но что может быть хуже Ереси Хоруса? Ведь Хорус стал пропитанной варпом марионеткой Богов Хаоса, а Фулгрим, Ангрон и Мортарион вовсе стали демонами (после Ереси Хоруса демонами стали также Лоргар, Пертурабо и Магнус). Казалось бы – что может быть большим надругательством над трудами Императора, который создал примархов?
Передо мной стоит нетривиальная задача: нужно предположить что-то, сотворённое Вторым и Одиннадцатым, что не является военным мятежом и не является впаданием в Хаос – и при этом было бы для Империума опаснее, чем Ересь Хоруса и демоничество нескольких примархов.
Предположу, что хуже, чем война и обращение примархов в Хаос могло бы стать рождение неких заразительных и сильных идей, способных сокрушить Империум – не физически разгромить, нанеся ему военное поражение (как это было целью у Хоруса и его приспешников) – а уничтожить морально и идеологически, чтобы все или почти все попросту разочаровались в Империуме и отвернулись бы от него. То есть угроза была в иной плоскости. Не военная угроза, а идеологическая, способная пошатнуть устои политического строя и Имперских истин.
Это объясняет и забвение, применённое к этим примархам. Забвение – это не проклятие и месть, а практическая мера, блокирующая те идеи и знание, которые они распространяли.
Одиннадцатый примарх: моя версия
Допустим, Одиннадцатый примарх был не только военачальником, но и учёным. Он проводил исследования варпа, но не прикладные, а концептуальные – стремясь понять, что движет происходящими событиями. Он обнаружил угрозу хаоса, исследовал её, а затем начал изучать сущность самого Императора. Он вник в их противостояние Императора и богов Хаоса и пришёл к выводу, что борьба Императора с Хаосом – это всё игра варпа, порочная по своей сути, а Император и боги Хаоса – это противоположные звенья одной системы, обеспечивающей бесконечный цикл питания варпа эмоциями живых существ. В этой борьбе с обеих сторон – психические сущности, пользующиеся варпом. Варп опьяняет любого человека силой и перспективами, делая человека своим рабом и питаясь его эмоциями, а эта борьба лишь насыщает варп.
Сама галактическая война, развязанная Императором, несёт в себе столько насилия и злых эмоций – что невероятно мощно питает богов Хаоса, с которыми Император может бороться бесконечно и безуспешно. И вся эта борьба – лишь очередной этап в цикле варпа.
Если же борьба не будет бесконечной, и победят Боги Хаоса – человечество будет охвачено безумием. Если победит Император – человечество будет жить в состоянии диктатуры с Имперскими истинами, но с психической сущностью у власти. Желание Императора превратить человечество в психическую расу (как это было рассказано в книге «Повелитель человечества») лишь продолжит бесконечный цикл игры варпа. Даже если Галактика будет завоёвана человечеством, Паутина будет им освоена, если человечество не скатится в мракобесное поклонение Императору, и даже если боги Хаоса умрут, а человечество по плану Императора станет психической расой – сама сущность варпа будет продолжать торжествовать, питаясь эмоциями этой психической расы. И всё равно рано или поздно возникнут новые боги - что и будет отражением самой сути варпа: вечный хаос, борьба, гибель и перерождение - и всё это питается эмоциями живых существ. Бесконечный цикл игры варпа с человечеством и живыми существами продолжится.
Одиннадцатый мог предложить радикальное решение – разомкнуть этот цикл и подняться над борьбой Императора с богами Хаоса, прекратить саму игру варпа – построить человечество без Императора и без богов Хаоса.
Эта идея, подкреплённая научными доводами Одиннадцатого, могла начать распространяться среди высших чинов Империума и грозила стать общеизвестной среди народных масс.
Второй примарх: моя версия
Предположим, что тем временем Второй примарх также не становился мятежником, не вступал в сговор с Хаосом – но начинал распространять идеи… демократии. А вместе с ними – идеи свободы слова, общественного контроля за деятельностью высших должностных лиц, а также рассекречивания всех мрачных тайн. Может, даже идеи мирного сосуществования с ксеносами, дружбы и объединения с ними (например, Империя Тау впоследствии будет руководствоваться таким принципом).
Демократия, гуманизм и дружба народов ведь – это отличные идеи с неоспоримыми плюсами. Однако для достижения целей Императора такая политическая модель не годилась. Ему нужно было форсированное покорение Галактики, выстраивание подчинённой человечеству Паутины и эволюционирование человечества в психическую расу параллельно с радикальным ослаблением Богов Хаоса вследствие прекращения пользования варпом для передвижений (как говорилось в книге «Повелитель человечества»).
Представим, что Второй примарх начал распространять идеи демократии и общественного контроля, критикуя тираническую политику Императора. Допустим, Второй примарх утверждал, что люди сами должны править собой – а не примархи и Император, стоящий над законом.
Предположим, что Второй примарх утверждал, что дружба и торговля с другими народами Галактики (ксеносами) могла бы способствовать развитию торговли, улучшению уровня жизни, удовлетворению спроса на разных мирах, а также развитию технологий и наук благодаря научно-техническому сотрудничеству и культурному обмену.
И здесь Второй примарх поддерживал идею Одиннадцатого примарха о том, что постоянные войны и насилие только лишь питают Богов Хаоса злыми эмоциями и страданиями – и лишь делают их сильнее. Потому войны следует свести к минимуму, перейдя к дипломатии и миру. Этот путь позволит построить человечество без Хаоса и без Императора – мирное, просвещённое, свободное человечество, живущее в достатке.
Второй примарх мог очень убедительно предлагать такую модель. Возможно, он даже написал некий труд, в котором изложил принципы такой политической модели – и этот труд начал пользоваться в узких кругах интеллигенции немалым спросом.
Однако Император и остальные примархи понимали, что если такая идея попадёт в массы – то человечество может решить, что Император и примархи ему не нужны – и тогда вследствие постоянных, несистемных, непредсказуемых и неконтролируемых восстаний и массового саботажа военных мероприятий – Великий крестовый поход забуксует, Имперская армия потеряет мотивацию и также начнёт бунтовать – и Империум погрязнет в постоянной внутренней борьбе, а примархов и Императора народные массы начнут ненавидеть и воспринимать как диктаторов и угнетателей.
Идея Императора о завоевании Галактики, выживании человечества и эволюции в психическую расу – неплоха. Однако она выглядит всё же менее привлекательно для простого человека, чем модель, при которой каждый является полноправным гражданином, защищённым законом, может влиять на жизнь государства, свободно высказывать своё мнение и критиковать власти, иметь хороший уровень жизни благодаря развитой торговли и меньшему количеству войн (допустим, врагами бы остались одни орки, с которыми ксеносы и люди боролись бы совместно), а власть подотчётна народу. Зачем человеку быть безвольным винтиком в машине, завоевавшей Галактику, если никакой выгоды лично для себя человек не получит?
И вот такие идеи гораздо более опасны для Императора и Империума, чем Ересь Хоруса. Ведь Хорус и его сподвижники просто хотели устроить переворот и захватить власть. У них не было идеологии, они не предлагали какую-то альтернативную политическую модель, которая была бы более привлекательной для людей. Хорус и другие примархи-предатели – это просто огромная военная сила, которая крайне жестокими и безумными методами вела войну и рушила Империум. Но эта угроза была вполне материальна, и её можно было устранить путём военного разгрома предателей.
А что делать, если началось неконтролируемое распространение среди народных масс идей Одиннадцатого и Второго, и люди просто перестают хотеть участвовать в завоевании Галактики, целые миры начинают массово налаживать связи с ксеносами, а остальные миры и военные экспедиции охвачены пацифистическим саботажем?
Что, если эти идеи могут быть поддержаны многими другими примархами, если они узнают об этих идеях от Второго и Одиннадцатого?
Что делать Императору?
Ввести жёсткие меры и силой верных легионов Астартес принудить людей к участию в Великом крестовом походе? Это возможно, но тогда люди начнут ненавидеть угнетателей и всё равно будут массово саботировать все мероприятия и восставать. У космодесантников, выполняющих волю Императора, просто начала бы гореть земля под ногами.
Попытаться переспорить и идеологически опровергнуть идею демократии и идею того, что борьба Императора с богами Хаоса - это часть вечного цикла варпа, питающегося эмоциями живых существ? Это невозможно – демократия, права человека, дружба, торговля и высокий уровень жизни для людей всегда будут привлекательнее идеи завоевания Галактики и истребления ксеносов (при том, что это завоевание и истребление никак не сделает жизнь простого человека лучше).
Вот мы и приходим к тому, что для Империума и политической модели Императора такая идея (причём, грамотно поданная и качественно обоснованная примархом) станет гораздо более пагубной, чем Ересь Хоруса, которая была просто военным мятежом, и при которой мятежники выглядели и вели себя гораздо хуже, чем лоялисты, а потому лоялисты вызывали больше сочувствия у народных масс.
С такой идеей Император мог бороться только через превентивное устранение примарха, распространяющего такие идеи, пока они не дошли до широких народных масс. А те, кто об этих идеях узнал – подлежали коррекции памяти, чтобы никто не мог возродить эту идею.
Для Империума был опасным сам факт того, чтобы кто-то узнал об этих идеях, а потому и было применено забвение.
Не всем понравится эта моя теория. Многие посчитают её скучной. Однако мне кажется, что она идеально ложится в обстоятельства тотального забвения и запрета на простой разговор о забытых примархах. Забвение – это не просто некое проклятие и кара за особо плохие поступки. Забвение – это практическая мера, устраняющая угрозу Империуму, исходящую от Забытых Примархов. Забвению подлежат ИДЕИ, высказываемые ими. Привлекательные идеи более заразительны, чем мятеж Хоруса. Знание об этих идеях более опасно для Империума, чем знание о мятеже Хоруса. Поэтому пришлось наложить забвение и на их идеи, и на их истории, и на их личности – чтобы никто не смог возродить эти идеи.
Вот такая у меня фанатская теория о Забытых примархах. Что же там было на самом деле по замыслу авторов – возможно, мы этого никогда не узнаем.
Да и не хочется узнавать – ведь если мы получим объяснение (пусть и самое оригинальное и интересное) - тогда пропадёт весь шарм таинственности, исчезнет ощущение неизведанного, и всё станет прозаичным, понятным, а потому блёклым.
Я не сомневаюсь, что это классический вопрос без ответа, намеренно созданный авторами для создания интереса. Тайна Забытых примархов интересна сама по себе – то есть интересность обеспечивается самим фактом существования этой тайны. С одной стороны поклонники Вархаммера очень желают раскрыть эту тайну – но с другой стороны они немедленно разочаруются или просто заскучают, если им дадут подробное разъяснение.
Интерес и удовольствие – заключаются в самом процессе чтения моментов, где эта тайна лёгонько затрагивается, и процессе размышлений на эту тему, пусть ответ мы и не узнаем никогда.
Но порассуждать об этом всегда можно.
А какой по вашему мнению может быть история Второго и Одиннадцатого?