Найти в Дзене
Generalissimus

Хроника Семилетней войны. Битва под Прагой

В начале второй половины XVIII века Европа вновь оказалась на пороге масштабной континентальной войны. Внутренние европейские амбиции ведущих держав, а также колониальная политика отдельных стран слишком часто переплетались между собой и входили в противоречия. У многих государств Европы накопились взаимные территориальные, торговые и экономические претензии.

Так на грани войны из-за освоения территорий (точнее их насильственного захвата) Северной Америки оказались Англия и Франция. Австрия мечтала о реванше за неудачи в предыдущих войнах с Пруссией (1740-1745 гг.) и о возвращении Силезии. В свою очередь Пруссия «имела виды» на ряд германских территорий и Ганновер, считавшийся наследным владением английских королей.

Австрия и Пруссия также не прочь были отхватить территории от Польши, Саксонии и Баварии. Швеция мечтала возвратить земли Померании, утраченные в ходе Северной войны и принадлежавшие теперь Пруссии. Россия опасалась усиления прусской монархии, в тайне надеясь при случае захватить часть Польши или Восточной Пруссии.

В январе 1756 года Англия и Пруссия заключили союзный договор. Английский кабинет министров спешил направить агрессию Фридриха II подальше от Ганновера – в сторону Франции и Австрии. Последние две державы уже более века находились в состоянии войны.

Фридрих II Великий
Фридрих II Великий

Однако перед лицом опасности, исходящей от англо-прусского союза, объединились весной того же года. К австро-французскому союзу чуть позже присоединились Швеция, Саксония и Россия. На сторону Англии и Пруссии перешли Голландия, Ганновер, Магдебург и ряд мелких германских княжеств.

В 18 августа 1756 года прусская армия (70 000 человек) вторглась в Саксонию. Англия уже объявила войну Франции, которая в свою очередь вместе с Австрией объявила войну Фридриху II. Чуть позже российская императрица Елизавета I (1 сентября) тоже объявила войну Пруссии. Так началась Семилетняя война.

10 сентября прусаки заняли столицу Саксонии – Дрезден. Саксонское войско, окружённое у берегов Эльбы в Пирнском лагере, капитулировало 15 октября, поскольку шедшая на выручку австрийская армия была разбита Фридрихом II у Ловозице. Позже солдаты саксонского курфюрста вошли в состав армии Фридриха II. На этом компания 1756 года завершилась.

В апреле 1757 года прусская армия (около 65 000 человек) вторглась в Северную Богемию четырьмя колоннами. На данном участке австрийцы имели около 70 000 солдат под командованием фельдмаршала Карла Александра, принца Лотарингского и Барского, который занимал пост главнокомандующего всеми имперскими войсками. Попытки воспрепятствовать продвижению прусаков закончились для сил Австрии неудачно.

Весенняя кампания 1757 года. Вторжение прусской армии в Богемию
Весенняя кампания 1757 года. Вторжение прусской армии в Богемию

6 мая 1757 года прусские колонны соединились у предместий Праги. Всего у Фридриха II под рукой оказалось до 64 000 человек. Король Пруссии сразу же решился атаковать противника, занявшего довольно сильную позицию.

Левый фланг австрийцев, защищённый с запада излучиной реки Молдава и пражскими укреплениями, упирался в возвышенность. Она носила имя национального чешского героя – Яна Жижки (другое название горы – Табор). Центр находился на возвышении, подножие которого было заболочено.

Правый фланг фельдмаршала Максимилиана фон Броуна защищала деревушка Штербоголь, окружённая многочисленными плотинами, запрудами, сельскохозяйственными полями. Под началом Карла Лотарингского было около 61 000 солдат и офицеров – 61 батальон, 62 роты гренадёров и 132 эскадрона.

Карл Александр Лотарингский
Карл Александр Лотарингский

Высланный Фридрихом II на рекогносцировку генерал Ганс фон Винтерфельд сообщил, что атаковать противника возможно только со стороны деревушки Штербоголь. Обходной манёвр против правого крыла австрийцев около 9 часов утра поручили совершить фельдмаршалу Курту фон Шверину. Ему выделили для этого 12 полков кавалерии и 14 батальонов пехоты.

Уже на марше выяснилось, что большинство полей, засеянных овсом, после весеннего половодья превратились в заболоченные топи. Колонна существенно замедлила движение, часть пушек, увязнувших в грязи, пришлось бросить. Около часа дня солдаты фельдмаршала фон Шверина наконец-то завершили обходной манёвр и заняли намеченные исходные позиции для атаки.

Однако австрийцы заметили приближение врага. Принц Лотарингский срочно перебросил часть артиллерии на свой правый фланг с других участков фронта. Ярость наступающих прусаков была встречена сокрушительным пушечным огнём австрийцев. Понеся большие потери, солдаты фон Шверина повернули назад, часть их обратилась в бегство.

-5

Тогда семидесятитрёхлетний фельдмаршал выхватил у одного из бегущих знамя и повёл своих подчинённых с кличем: «Пруссия и Фридрих! За мной, дети мои!» Бегство удалось приостановить, прусаки перестроились и пошли вновь вперёд. Почти тут же несколько пуль угодили в грудь отважного фон Шверина.

Но прусаков уже ничто не могло остановить. Невзирая на пушечный и ружейный огонь, они достигли передней австрийской линии, завязав рукопашный бой. Теперь уже фельдмаршал фон Броун повёл в атаку своих пехотинцев. Австрийцам удалось немного потеснить противника.

Неожиданно австрийский фельдмаршал получил смертельную рану и был унесён в тыл. Это обстоятельство привело австрийцев в замешательство. Принявший на себя командование колонной генерал Фуке повёл прусаков на повторный решительный штурм. Осколок вражеского ядра раздробил ему правую кисть.

-6

Тогда мужественный генерал привязал к покалеченной руке шпагу и продолжил атаку. Последний шанс австрийцев на удержание своих позиций заключался в контратаке конницы. Однако прусский генерал-лейтенант Ганс фон Цитен с двумя полками гусар отразил натиск австрийских всадников, отбросил их и даже ворвался в расположение передовых батарей противника.

В это время Фридрих II послал в атаку конницу своего левого фланга. Тут впервые прусский король применил ставшую в последствие знаменитой тактику «косого клина». Кирасиры и драгуны на полном скаку обрушились на правый австрийский фланг в развёрнутом строю.

В какой-то момент прусские гусары внезапно вырвались из-за первой линии своего строя и стали обходить врага с тыла. Удар прусской кавалерии был столь ошеломляющим, что австрийцы смешались и стали стихийно отступать. В этот момент с Карлом Лотарингским случился сердечный приступ и его поспешно отнесли в Прагу.

-7

Возможно, это был лишь предлог, чтобы покинуть поле боя. В отсутствии своего главнокомандующего австрийские генералы пытались перебросить часть резервов и сил из центра к многострадальному правому крылу. Во время перегруппировки в центре австрийских порядков у деревушки Гоставиц образовалась небольшая, но заметная брешь.

Фридрих II немедленно распорядился ударить силами своего центра (22 пехотных батальона) прямо по поредевшим линиям врага. Принц Генрих Гогенцоллерн (брат прусского короля) смог овладеть тремя батареями противника. Одновременно с этим шесть батальонов принца Фердинанда Брауншвейгского повторили удар «косого клина» против левого австрийского крыла.

-8

Генерал-майор фон Манштейн ворвался в Гоставиц. Австрийцы оказались сбитыми со всех ключевых позиций. Началось паническое бегство. Половина беглецов направилась к Праге, остальные рассеивались по округе. Прусаки яростно преследовали бегущих, нещадно рубя их и загоняя в болота. От окончательного разгрома австрийцев спасла темнота.

Прага оказалась переполненной разбитыми австрийским частями. Карл Лотарингский, пришедший в себя после «сердечной судороги», окончательно утратил управление собственным 40-тысячным войском. Увы, но прусский фельдмаршал принц Морис Ангальт-Дессауский не смог навести мост через Молдаву и своевременно переправиться на противоположный берег.

Эта заминка позволила разбитым частям Карла Лотарингского избежать полного окружения. В конечном итоге, прусскому королю пришлось ограничиться блокированием Праги. На предложение сдаться австрийский командующий категорически отказался. Наступила тревожная ночь. Обе стороны подсчитывали понесённые потери.

-9

В ходе сражения австрийцы потеряли 13 500 убитыми и ранеными, ещё 9000 оказались в плену. По данным главного прусского летописца Семилетней войны И. В. фон Архенгольца урон Австрии составил 19 000 убитыми и ранеными, 5000 пленными. Военные американские историки Р. Э. Дюпюи и Т. Н. Дюпюи исчисляют общий урон австрийской стороны в 13 400 убитых, раненых и пленных. В руки прусаков попали 60 вражеских пушек.

По совокупности прусских и австрийских донесений, составленных по итогам сражения, общий урон войска Карла Лотарингского оказался не столь катастрофичным, как это принято считать. Австрийская армия лишилась 13 324 человек (в их числе 1 фельдмаршал, 2 генерала, 409 офицеров), 60 орудий, 11 знамён и 70 штандартов. Количество убитых достигло 2190 (в их числе 1 генерал и 56 офицеров), а раненых насчитывалось 6859 (в их числе 1 фельдмаршал, 1 генерал, 313 офицеров). В плен попали 4235 нижних чинов и 40 офицеров.

Курт Кристоф фон Шверин
Курт Кристоф фон Шверин

Войско Фридриха II лишилось 11 000 солдат и офицеров убитыми. Среди павших оказались фельдмаршал фон Шверин, принцы Гольштинский и Ангальтский, генерал фон дер Гольц. Раненых в рядах прусской армии было около 4500 человек (среди них генералы Фуке и фон Винтерфельд). По данным фон Архенгольца полки Фридриха II потеряли убитыми и ранеными 16 500 человек, ещё 1550 пленными. По подсчётам Р. Э. Дюпюи и Т. Н. Дюпюи общие потери Пруссии составили 14 300 человек; по данным российского военного историка Николая Петровича Михневича – 11 400 убитыми и ранеными, ещё 1500 пленными.

В западной историографии урон прусской армии расписан максимально подробно. Всего Фридриха II лишился 14 336 человек (в том числе 1 фельдмаршал, 9 генералов, 427 офицеров), а также потерял 5 орудий, 5 знамён и один штандарт. Убитых и скончавшихся от ран в первые дни после сражения было 3465 (в том числе 1 фельдмаршал, 3 генерала, 93 офицера). Раненых насчитывалось 9069 (в том числе 6 генералов, 328 офицеров). Кроме того, 1563 прусака (в том числе 6 офицеров) попали в плен, 239 нижних чинов дезертировали во время боя или сразу после него.

Максимилиан Улисс, граф фон Броун, Барон де Камю и Монтани.
Максимилиан Улисс, граф фон Броун, Барон де Камю и Монтани.

На помощь осаждённой Праге направился австрийский фельдмаршал Леопольд фон Даун, находившийся у Куттенберга. Австрийский главнокомандующий не очень-то спешил, он явно опасался прусского короля. По пути к нему присоединялись вспомогательные части и отряды беглецов из-под Праги.

К счастью для осаждённых, у Фридриха II не было под рукой тяжёлой осадной артиллерии. Пушки в прусский лагерь доставили только 30 мая. В течение трёх недель богемская столица повергалась беспрерывным бомбардировкам. В городе возникли пожары, припасы продовольствия быстро закончились, начались голод и болезни.

Карл Лотарингский просил прусского короля пропустить его армию на юг, чтобы избавить горожан от лишений и страданий, но получил отказ. Теперь все надежды осаждённые связывали с фельдмаршалом фон Дауном, увеличившим свою армию до 60 000 человек.

-12

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)