Рассмотрим серию работ современного художника Тиграна Дзитохтяна, который работает в стиле гиперреализма (гиперреализм – течение в современном искусстве, которое в 1990—2000-х годах широко распространилось в живописи, скульптуре и кинематографе).
Серия картин художника под названием «Современная Мадонна», которая включает себя 4 работы: Millennium 3, Millennium II, Connection и IPray.
Живописное полотно Millennium II было написано маслом на холсте в 2011 году. Данная картина представляет своеобразную вариацию на каноническую в истории искусства тему Богоматери с младенцем. Его Мадонна – это девушка в джинсах со светлыми волосами, которая смотрит не на своего ребенка, а приклеена взглядом к телефону. Младенец в подгузниках в это время задумчиво смотрит куда-то вдаль, а не тянется к матери, что говорит о его отдалении от нее.
В центре композиции находятся две фигуры: современная Мадонна и младенец. На заднем плане нет ничего кроме лампы, которая освещает лица главных персонажей картины. Благодаря этому решению художник грамотно использует светотень для передачи объёма фигур.
В картине присутствуют сильные контрасты, которые создают видимость свечения от электронных устройств – гаджеты с помощью которых Мадонна погружается виртуальный мир. Художник изображает свою Мадонну с бесчувственным лицом, она не здесь, не со своим ребенком – она полностью вовлечена в жизнь нейросетей. В то время, как современная Мадонна находится в виртуальном мире, ребёнок сидит у матери на коленях и смотрит вдаль. Он не идёт на контакт не со своей матерью, не со зрителем.
Молодая мама одета в синие джинсы и красный свитер, что напоминает нам классическое одеяние Святой Марии. Таким образом, художник призывает зрителей вспомнить о том, как выглядела материнская любовь в картинах прошлого, ведь в живописном полотне Дзитохтяна мы не увидим ничего, даже капельку намёка на это. Если мы сравним «Современную Мадонну» с Мадонной Рафаэля (про которую можно почитать в прошлой статье), то заметим, что у современной матери нет того внутреннего свечения, как у Мадонн художников Возрождения. Отсутствие этого чистого света, будто показатель духовной связи матери с ребёнком. В Мадонне Дзитохтяна нет тех сильных материнских чувств, которые освещали бы картину.
Серия картин Millennium представляет серьезную критику современного материнства. Художник наблюдает за разрывом жизненно важных человеческих связей и показывает, как современный мир, благодаря распространению устройств, которые, позволяют все больше и лучше взаимодействовать между большими массами, приводит к ухудшению основных, изначальных человеческих связей, как семьи или даже, кажущейся неразрывной, связи ребенка и его матери. Звучит парадоксально, но так и есть в современном мире.
Художник Тигран Дзитохцян говорит, что хотел показать в своих работах «сложность идентификации современного человека в эпоху культурной глобализации, технологической революции и биологических отклонений».
Если в живописных полотнах, более поздних времён, мы видим безграничную материнскую любовь, которая прослеживается в переживаниях Мадонн за судьбу своего чадо, то у современной Мадонны мы видим лишь полное безразличие.
Как бы печально это не звучало, но в современном мире чаще всего гаджеты идут не только на пользу для современных родителей, но также оказывают негативное влияние. Молодые мамочки больше увлечены лайками в инстаграмме, а маленькие дети предпочитают познавать этот мир через смартфоны, как например, показано в живописном холсте Connection.