Народное кино. Чем интересен старый сериал «Угрюм-река»

82K прочитали

С тех пор, как по телевидению в 1968 году прошел телефильм «Угрюм-река», его без всяких накруток и рекламных манипуляций посмотрели десятки миллионов человек. На днях к этим миллионам добавилась и я.

Пожалуй, единственный плюс нового сериала Первого канала – в том, что многие люди, которые раньше не видели старый фильм в силу возраста или иных причин, сядут и посмотрят именно первую экранизацию с Людмилой Чурсиной и Георгием Епифанцевым. Причем, от начала до конца. Причем, на одном дыхании.

Анфиса (Людмила Чурсина)
Анфиса (Людмила Чурсина)

Былая слава Свердловской киностудии

Тогда еще не снимали сериалы сезонами. То был телефильм из четырех частей, сделанный не на центральной, а на Свердловской киностудии. Это в последние несколько десятилетий ей похвастаться нечем, а тогда фильмы с Урала гремели на всю страну:

  • В 1965 вышел шпионский фильм будущего режиссера «Угрюм-реки» Ярополка Лапшина «Игра без правил», который посмотрело более 30 млн человек.
  • А в 1967 Свердловская киностудия выпустила фильм о разведчике Николае Кузнецове «Сильные духом». И несмотря на то, что это был дебют 29-летнего режиссера Виктора Георгиева, фильм посмотрело больше 55 млн зрителей.
  • Через несколько лет Лапшин снимет «Приваловские миллионы» по Мамину-Сибиряку – фильм увидят более 23 млн человек.

В общем, снимали телефильм, а получился шедевр, достойный большого кинофестиваля.

Прохор Громов (Георгий Епифанцев)
Прохор Громов (Георгий Епифанцев)

Достоевщина + ницшеанство = «Угрюм-река»

В «Угрюм-реке» 1968 года по одноименному роману Вячеслава Шишкова гармонично сочетаются и лирика, и страсти, и политика, и этнография, и экологический аспект. В одной рецензии на новую экранизацию я встретила довольно странный аргумент в пользу фильма с Балуевым: мол, старый фильм людям не очень понятен и приятен, потому что он черно-белый, темный, а новый более красочный, поэтому как бы рекомендуется смотреть Балуева-в-цвете. Спасибо, но ведь и сама история довольно мрачная, это вам не радужный флаг.

Эффектные панорамы тайги в старом сериале тоже есть, много замечательных картин природы, вдохновляющих пейзажей, но этот лес вместе с рекой изображены как стихия, непокорная, неподвластная человеку. Ландшафт «Угрюм-реки» населен незнакомыми народами, там водятся дикие звери, свистит ветер, пылает огонь и бродит загадочная шаманка Синильга, которая из потрясающе выразительной колдуньи в исполнении Нонны Тен превратилась в очередную гламурную красотку с отсутствующим взглядом, которые сотнями бродят по подиумам всего мира.

Синильга-1968 (Нонна Тен)
Синильга-1968 (Нонна Тен)
Синильга-2021 (фотомодель Евгения Манджиева)
Синильга-2021 (фотомодель Евгения Манджиева)

«Угрюм-река» Ярополка Лапшина состоит из четырех частей:

  1. Громовы
  2. Анфиса
  3. Предательство
  4. Крах

И если в первых двух сериях дана предыстория и общая картина жизни семьи Громовых, зритель знакомится с героями, намечается конфликт (поначалу это просто любовный многоугольник, не более), то далее мелодрама перерастает в экзистенциальную притчу о преступлении и наказании, о человеческих амбициях, о сверхчеловеке и власти, о смысле и цели и предназначении.

Угрюм-река: от мелодрамы к экзистенциальной притче
Угрюм-река: от мелодрамы к экзистенциальной притче

А последняя часть (моя любимая) и вовсе предвещает революцию, которая вот-вот случится, если наплевать на права рабочих и социальную справедливость, обманывать, воровать, убивать и далее по списку. Фактически глава «Крах», повествуя о забастовках, рабочем движении, буквально показывая расстрел рабочих (события очень напоминают забастовку и расстрел на Ленских приисках в 1912 году), рассказывает о распространении социалистических идей в отдельно взятой стране.

Естественно, такие вещи мало интересуют продюсеров Первого канала или режиссера Кончаловского, который в своем последнем фильме «Дорогие товарищи» так увлекся туалетной тематикой, что про рабочих совершенно забыл.

Ибрагим (Гиви Тохадзе)
Ибрагим (Гиви Тохадзе)

Эстетика кадра

Поразительно, но ведь «Угрюм-река»-1968, точно так же, как и «Угрюм-река»-2021, – это стилизация, историческая реконструкция. И в первом, и во втором случае режиссеру и художникам нужно было придумывать быт и среду, в которой жили купцы и рабочие на Урале на рубеже XIX -XX веков. Конечно, есть музеи, есть фотографии, есть исторические исследования, есть роман Шишкова, есть много чего еще, но изобразить тот мир в деталях, спустя 50, а то и 100 лет – задача непростая. Только вот после сериала Первого канала население плюется, а посмотрев старый многосерийный фильм, люди поверили и сказали: так и было.

Юрий Истратов. Появление Анфисы в гостиной Громовых. Эскиз. Бумага, тушь. 1967 г. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств
Юрий Истратов. Появление Анфисы в гостиной Громовых. Эскиз. Бумага, тушь. 1967 г. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств

Воссоздавать – а точнее, создавать практически с нуля – деревню, чумы, интерьеры, образы «Угрюм-реки» пришлось почетному художнику Свердловской киностудии Юрию Истратову. Серия его чудесных эскизов тушью напоминает скорее книжную графику, чем рабочие (прикладные) материалы к фильму.

Его друг, одноклассник и коллега, художник Виталий Волович писал:

«Его дарование перерастает поставленную задачу, возвышая эскиз до степени самостоятельного художественного произведения. В этих эскизах, а также в пейзажах и натюрмортах раскрывается его талант колориста и пленительная свобода его живописного темперамента»

Юрий Истратов работал с Ярополком Лапшиным и на других его проектах – фильмы «Приваловские миллионы», «Игра без правил». Он подходил к разработке декораций тщательно, как инженер. Именно Истратов инициировал создание Музея Свердловской киностудии.

За волшебство светотени отвечал оператор Василий Кирбижеков. Композитор Юрий Левитин написал изобретательный саундтрек с вибрафоном и ударными – последний раз похожую музыку я встречала в японских фильмах 60-х.

Давайте напоследок послушаем:


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал 💡