Изменения в конкурентных закупах среди субъектов малого и среднего предпринимательства (Закон № 223-ФЗ)
В декабре 2020 года в свет вышел Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 452-ФЗ, Закон № 223-ФЗ), который предусматривает:
- изменения в механизм осуществления конкурентных электронных закупок среди СМСП;
- перечень сведений, которые заказчик вправе требовать от участника при осуществлении конкурентных закупок среди СМСП.
1. Некоторые процедурные изменения
Меняется порядок проведения электронного конкурса. Среди его этапов нельзя предусмотреть квалификационный отбор участников (утратил силу п. 4 ч. 4 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
Правила применения этапов конкурса в электронной форме тоже скорректированы.
• Исключено требование о необходимости соблюдения строгой последовательности проведения этапов электронного конкурса (в соответствии с последовательностью, изложенной в Законе № 223-ФЗ).
• Сроки проведения каждого из этапов нужно будет устанавливать не в извещении, а в документации.
Запрос предложений в электронной форме необходимо будет проводить в порядке, установленном Законом для проведения конкурса в электронной форме. При этом подача окончательного предложения, доп. ценового предложения не предусмотрена (ч. 7.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
2. Что заказчик вправе требовать от участника при осуществлении конкурентных закупок среди СМСП
Статья 3.4 Закона № 223-ФЗ дополнена частями 19.1 – 19.8, содержащими в том числе перечень сведений, которые заказчик вправе требовать от участника при осуществлении конкурентных закупок среди СМСП.
В соответствии с ч. 19.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение критериев и порядка оценки и сопоставления заявок, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. Отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки. При этом в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме установление критериев и порядка оценки, указанных в ч. 19.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ не допускается (ч. 19.4 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
Нельзя также в документации о конкурентной закупке установить обязанность представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные чч. 19.1 и 19.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Так, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов в соответствии с ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ:
1) наименование, адрес, учредительный документ, если участник юридическое лицо;
2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, если участник ИП;
3) ИНН участника или в аналог (для иностранного лица);
4) ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участник юридическое лицо, или аналог (для иностранного лица);
5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки за исключением случаев подписания заявки:
а) ИП, если участник закупки ИП;
б) лицом, указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, если участник юридическое лицо;
6) копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного пп «е» п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ;
7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством РФ и для участника заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении, документации), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в извещении, документации закупке) является крупной сделкой;
8) информация и документы об обеспечении заявки, если такое требование предусмотрено извещением, документацией:
а) реквизиты спец. банковского счета участника, если обеспечение заявки предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;
б) банковская гарантия или её копия, если в качестве обеспечения заявки участником такой закупки предоставляется банковская гарантия;
9) декларация соответствия;
10) предложение участника в отношении предмета такой закупки;
11) копии документов, подтверждающих соответствие ТРУ, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если требования к данным ТРУ установлены в соответствии с законодательством РФ и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;
12) наименование страны происхождения поставляемого товара, документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства РФ, принятым в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;
13) предложение о цене договора (цене лота, единицы ТРУ), за исключением проведения аукциона в электронной форме.
Декларация соответствия (п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ), должна содержать следующие сведения:
а) непроведение ликвидации участника - юрлица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юрлица или ИП несостоятельным (банкротом);
б) неприостановление деятельности участника в порядке, установленном КоАП;
в) отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке не принято;
г) отсутствие у участника - физлица, зарегистрированного в качестве ИП, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юрлица - участника непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 2911 УК РФ, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке участника такой закупки – юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП;
е) соответствие участника установленным документацией о закупке требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством РФ информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы);
ж) обладание участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;
з) обладание участником правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора.
Декларация должна представляться в составе заявки участником с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки . Оператор электронной площадки обеспечивает участнику возможность включения в состав заявки и направления заказчику информации и документов, указанных в ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ , посредством программно-аппаратных средств электронной площадки в случае их представления данному оператору при аккредитации на электронной площадке в соответствии с ч. 18 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ участникам необходимо подавать декларацию с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и представлять отдельный документ не требуется. Декларируемые сведения должны быть актуальны на дату подач и заявки на участие в закупке.
Данный перечень информации и документов, которые заказчик вправе требовать от участника при осуществлении конкурентных закупок среди СМСП является исчерпывающим, и требование иной информации и документов не допускается.
Также, закреплены требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки.
• Заявка на участие в электронном аукционе будет состоять из двух частей.
Первая часть такой заявки должна содержать предложение участника в отношении предмета закупки (п. 10 ч.19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
Вторая часть данной заявки должна содержать обязательные документы и информацию, кроме ценового предложения и предложения в отношении предмета закупки (пп. 1 - 9, 11 и 12 ч.19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
При этом документы необходимо будет представить, если в документации о закупке заказчик установил обязанность их представления.
• Заявка на участие в электронном запросе котировок должна включать только обязательные документы и информацию (ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ), если заказчиком будет установлена обязанность их представления в документации о закупке.
• Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна состоять из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (цене лота, единицы ТРУ).
Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы:
- предложение участника в отношении предмета закупки (п. 10 ч.19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);
- в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев) (ч.19.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
Вторая часть данной заявки должна содержать обязательные документы и информацию, кроме ценового предложения и предложения в отношении предмета закупки (пп. 1 - 9, 11 и 12 ч.19.1, ч. 19.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
При этом документы необходимо представить, если в документации о закупке заказчик установил обязанность их представления.
Данные изменения вступают в силу с 1 апреля 2021 года. Следует отметить, что заказчикам необходимо привести в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (с учетом данных изменений), утвердить и разместить в ЕИС положения о закупках не позднее 90 дней со дня вступления в силу поправок. На закупки, объявленные до дня вступления в силу настоящих изменений, завершаются по правилам, действующим на дату объявления таких закупок.
Автор статьи: Анна Мокренко, экономист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 1 (77), январь 2020 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: