Ко мне попал мальчик-семиклассник со справкой о домашнем обучении. Это такая форма обучения, когда ребенок сидит дома, а к нему из школы ходят учителя, потому что он не может, например, ходить.
По какой причине домашнее обучение было назначено Петеньке, неизвестно – на вид ребенок совершенно здоров, но, с другой стороны, я же не врач.
Идти до Петеньки было прилично: транспорт в этом районе ходил плохо. И вот ты и в дождь, и в снег несколько раз в неделю шлепаешь к этому семикласснику, повторяя про себя мантру: «ребенок болен, и он имеет право на образование». Ноги у тебя мокрые, руки замерзшие, но «ребенок болен, и он имеет право на образование».
Каждый раз, когда я приходила на урок, рядом с нами садилась мама и все сорок пять минут слушала, что я объясняю, как ребенок отвечает, заглядывала мне через плечо.
Мальчик вяленький, ленивый, раскормленный.
Ему все лень: учебник открыть – лень, писать – лень (а давайте не будем писать сегодня? давайте все быстренько и устно?), читать тоже лень (а давайте вы вслух почитаете, а я послушаю?)
Мама вздыхает, но молчит.
- Почему, - спрашиваю у Пети, - домашнее задание опять не сделано?
Петя отводит глаза.
- Поставьте ему троечку, - просит мама, - он такой слабенький. Чувствовал себя опять плохо. Скорую вызывали.
Петенька грустно кивает.
Так и проваландались все три года – ни знаний, ни желания.
- Ладно, - думаю, - слабенький. Может, и вправду что-то серьезное?
Кое-как мы Петеньку выпустили - экзамены после девятого класса он сдал с третьего раза - и забыли.
А на днях встречаю я Петеньку, здорового такого мужика, толстого, румяного.
- О, - говорит, - здравствуйте!
- Ой, - отвечаю, - Петя, ты так вырос! Хорошо выглядишь! Поправился, значит? Теперь со здоровьем все в порядке?
- Да что вы, - машет на меня рукой Петенька, - я и не болел никогда. Просто в школу ходить не хотел, лень было. А мамке моей идея с домашним обучением понравилась. «Аристократично, - говорит, - как будто личные гувернеры к тебе в дом приходят». Вот она справку-то и сделала. Она ж бывший медработник.
Вот вам и «ребенок болен, он имеет право на образование».