Найти тему
Every day

Истина в роме: кем были настоящие пираты

Оглавление

Лето 1695 года. У выхода в красное море шесть кораблей берут на абордаж 40-пушечный флагман "Великое сокровище", на котором везут богатство знатный семей Индии. Помимо 300 тысяч фунтов мародеры в течение 3 дней находят драгоценности в трюмах и щелях. Это ограбление станет триумфом золотого века пиратства и породит множество мифов. Некоторые из них попытаемся развеять.

Кем был пират?

До сих пор преступность в мире продолжает существовать по простой и даже бытовой причине: зачем потеть всю жизнь, когда можно снять весь куш сразу. Примерно с таким же отношением мужчины заступали на борт пиратского судна. Они бежали туда от "дрянной" службы во флоте и низкооплачиваемой рыболовной деятельности. Чтобы стать пиратом, большого ума не требуется, разве что рука да нервы покрепче и, конечно, знание морского дела.

Внешний облик пирата сильно отличался с образом Джека Воробья. Как правило, они носили штаны пузырями или в форме юбки, чтобы было удобно перемещаться по воде и грязи. Отличало их то, что они были ценителями коротких курток, которые пираты носили сразу по несколько штук, как бы хвастаясь перед товарищами.

Облик пирата
Облик пирата

Согласно образу злодея из диснеевского "Питера Пена", пират выглядел так: стальной крюк вместо руки, деревянный протез, что торчит из-под штанины, и черная повязка, закрывающая изуродованный глаз.

В самом деле в XVII веке отсеченную в бою руку или ногу хирурги спасти не могли. Для успеха операции необходимы регулярная перевязка, продезинфицированные инструменты, антисептик и обезболивающее. На руках у морского хирурга ножи, шпаги, вилки, а из обезболивающего - ром. Если выжить кому и удавалось, то разве что чудом. Поэтому протезы всё же очередная байка.

Чего не скажешь о повязке на глаз, у которой был целый перечень полезных свойств. Ключевой - быстрая адаптация к темноте. дело в том, что, закрыв повязкой один глаз, можно уберечь клетки ночного видения от контакта с солнечным светом и сохранить их уровень чувствительности к темноте. В этом и хитрость: в нужный момент, когда пират спускался в тёмный трюм или нападал ночью, он мог просто перевесить повязку на другой глаз и моментально стать готовым к бою.

Ещё есть мнение, что повязка также защищала от летящих от ядра щепок. Существенного урона они не наносили, но глаза лишить могли.

Жизнь на борту

Истории про пирата, что не выпускал из рук бутылки, а из зубов - сигару, сильно преувеличены. Случалось так, что судно до полугода могло ходить по морям без "улова". Пьянство, драки и карты были под жестким запретом капитана - судьи и бога на пиратском судне. Он разрешал конфликты и споры, а также от него зависел сам факт пребывания матроса в рядах команды. При этом ценили капитана не столько за строгость или жестокость, которую он мог проявить, сколько за профнавыки: образованность, организацию и эрудицию.

Впрочем, выпить и развлечься команда тоже могла, правда, в первом случае стопку рома давали в качестве профилактики от болезней, а из развлечений были "конные бои" - что-то из разряда "веселых стартов" - и прочая самодеятельность.

Вот в чем миф и реальность совпали, так это в наказаниях. Степень тяжести и меру наказания определял тот же капитан. В основном это были удары плетью: из гуманных - до 15 ударов, из роковых - 40 ударов.

"Хождение по доске", Говард Пайл, 1887 г. Распространенное клише произведений о пиратах
"Хождение по доске", Говард Пайл, 1887 г. Распространенное клише произведений о пиратах

Другим распространенным наказанием был титул "губернатор острова" - особая мера заключения, когда провинившегося оставляли на необитаемом острове. Виновнику оставляли небольшой запас еды, пресной воды и пистолет, заряженный одной пулей. Если парня и мог подобрать мимо проходивший корабль, то, скорее всего, подбросит его разве что до суда государственного, то есть прямиком на виселицу.

На абордаж

Пиратский флаг. Известный нам флаг череп да кости, он же "Веселый Роджер" использовался как предупреждение об инфекции на корабле. Впрочем, ряд кораблей, использовавших символику скелетов, действительно существовал.

Бой. Тут как раз вымысла меньше всего. Зачастую пираты нападали на не заполненные золотом корабли, а на мелкие торговые суда.

"Захват пирата Черная Борода", Жан Леон Жером Феррис, 1718 г.
"Захват пирата Черная Борода", Жан Леон Жером Феррис, 1718 г.

Предварительно команда над палубой натягивала сеть, чтобы обломки от выстрелов не повредили пиратский борт. На марсы мачт взбирались стрелки, чтобы прикрыть штурмовую группу, а все проходы заставляли мешками и бочками в качестве защиты от ответных выстрелов. Капитан отдавал команду о смен флага на государственный, чтобы не спугнуть жертву, а затем судно подступало на ближайшее расстояние.

Начало атаки. Открыт огонь по парусам из пушек книппелями - специальными снарядами, которые состоят из двух сплавленных ядер, соединенных цепью. Они разрушают мачту, паруса и все, что зацепят по дороге. Далее на расстоянии в 5-10 метров команда дружно производит абордажный залп, закидывая крюк-кошки и багры. Ка только суда схватывались, команда перебиралась на вражеский борт, вступая в рукопашный бой. В дело шли шпаги, ножи и кортики, а также короткоствольные кремневые пистолеты. Ими удобно было орудовать в узком трюме. Также пираты использовали самодельные гранаты. Они представляли из себя полые ядра, набитые порохом, и фитиль. Если такой снаряд закидывали в помещение, последствия были очень серьезные.

Абордажные бои быстро превращались в индивидуальные стычки, где каждый выходил победителем только благодаря личным навыкам и опыту. Дальнейшая судьба заложников в разных источниках описывается по-разному. О пиратской жестокости много рассказов, но говорить об их достоверности с уверенностью нельзя. С одной стороны, цель налета - товар, а не убийство, с другой - лучше отпустить заложника и властям легче будет найти.

Не можешь победить - возглавь!

В XVI веке ряд морских держав, поразмыслив о стратегической выгоде, решила сделать ход конем, перенаправив деятельность морских разбойников в стае врага. Теперь же пиратская команда могла получить "каперский патент" - бумагу, которая позволила пиратам легально заниматься грабежами, если они касались вражеских кораблей, а четверть добытого в качестве налога отправлялась государству. В итоге все в выигрыше. Пираты теперь подрывали поставки врага и даже приносили доходы.

А где же клад?

В итоге ни о каких закопанных сокровищах речи и не шло. Рядовой набег мог принести каждому из участников месячную зарплату военного матроса, лишь изредка подкидывая что-то ценное. Основной целью пиратов были грузы на мелких торговых судах, которые капитан мог сплавить в ближайшем порту. Цена торгов была низкой, так как обе стороны понимали, каким путем был добыт груз.

Впрочем, пиратское поведение и породило столько мифов на суше. Пока капитан разбирался с грузом, вся команда развлекалась по-полной, как говорится. В течение последующих ночей все награбленные средства уходили в этом же порту, выпивка лилась рекой, женщины из барделя только и успевали перевести дух, а драки и погромы случались тут и там, закрепляя представление о морских волках как о самых безумных и опасных людях на планете.