Французский историк Жак Ле Гофф прожил 90 лет и более двух третей этого времени не расставался со своей трубкой, с которой неизменно запечатлен на всех фотографиях. Но дело, конечно, не в трубке, хотя она и стала существенной частью его имиджа, а в том, что Ле Гофф стал одним из самых авторитетных медиевистов в мире. Такое ощущение, что он знал о Средних веках всё.
Желающие понять, что это была за эпоха, не могут пройти мимо его книги «Цивилизация Средневековой Европы» (другой перевод - Цивилизация средневекового Запада).
Ле Гофф, назвав так свою книгу, уже в названии подчеркнул свое отношение к данной эпохе как особой цивилизации, с одной стороны граничащей с Античностью, с другой - с Новым временем и существенно отличающейся от них обоих. Книга состоит из двух частей, первая посвящена исторической эволюции, приведшей к возникновению Средневековья, вторая - характеристикам этой цивилизации.
Исследователь не был согласен с традиционным представлением о периодизации средних веков с III в. по XIV век, то есть до появления Эпохи Возрождения. Он считал, что рамки Средневековья надо расширить со II вплоть до XVII века.
Разумеется, основополагающим, скрепоносным моментом для средних веков стала христианская религия. Рассматривая ее роль в становлении Средневековья и затем ее роль в период тотального господства над всей Европой, Ле Гофф выдерживает спокойный тон и рассматривает проблему максимально объективно. По своим взглядам ученый был агностиком, ни в коем случае не религиозным человеком и также не воинствующим атеистом, готовым во всех бедах обвинять религию, так что подходил к делу непредвзято.
Падение Римской империи стало историческим трамплином для формирования европейской государственности, и в этом процессе несомненно большую роль сыграл Карл Великий.
Ле Гофф анализирует в своей книге зарождение и укрепление феодализма, вассальных отношений, столь характерных для рассматриваемой им эпохи. Феодализм историк определяет так:
«это прежде всего система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества. Эти связи имели реальную основу — бенефиции, которым сеньор жаловал своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Феодализм в узком смысле слова — это оммаж и фьеф. Сеньора и вассала соединял вассальный договор».
Разумеется, исследователь Средневековья не мог обойти и такую тему, как рыцарство. Ле Гофф довольно подробно рассказывает об этой социальной группе, ее становлении и развитии. Титул рыцаря появился в 971 году и поначалу определялся богатством и образом жизни, но потом стал обозначением знатности. При этом рыцари разделились на две группы - первая состояла из владельцев замков (кастелянов), полностью властвовавших над своими территориями, а вторая из рыцарей-воинов, руководивших только несколькими подчиненными.
Для меня наибольший интерес в этой содержательной книге представляют, в первую очередь, описания образа жизни и менталитета средневековых людей, их культуры. Именно через это, как я думаю, лучше всего проникаешься духом эпохи.
Любителям истории будет интересно почитать эту книгу.
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Вегетарианство и веганство: чем отличаются и в чем суть
Из блога мужа:
Золотая шляпа - пожалуй, самый таинственный экспонат берлинского Нового музея