В Дзене любят рассказывать, как другие зарабатывают деньги. А ещё лучше, если деньги те зарабатываются легко. А чем я лучше? Решил развлечь уважаемого читателя рассказом про небольшую подработку моего знакомого. Ведь сказка ложь, да в неё намёк… Может эта история подвинет кого создать собственное дело на имеющихся у него возможностях и меньше будет появляться комментариев с воплями о том, что делать, если нет денег?
Так вот, про моего знакомого. Он просто использовал свойственную простому человеку смекалку, удачное расположение своего дома и имеющиеся в его распоряжении ресурсы и за каждую зиму зарабатывает больше ста тысяч рублей (Насколько больше, я не знаю. В конце концов, это элементарно неприлично, считать деньги в чужом кармане.) на отпуск на Чёрном море для себя и своей любимой супруги. Особо при этом не упираясь.
Расположение дома.
Дом у Павла Сергеевича находится в 400 метрах от федеральной трассы, по которой непрерывным потоком катятся автомобили всех мастей. А дальше как в сказке: «Налево поедешь, город районный найдёшь, направо двинешь – множество деревень и посёлков встретишь». И магазины всех этих деревень и посёлков закупают товары в районном центре, или ещё дальше, в столице края. То есть ездят по этой самой трассе и туда, и обратно.
А по обе стороны этой дороги, на землях бывшего совхоза, сейчас толи ООО, толи крупное фермерское хозяйство, кто его разберёт, да нам этого и не надо.
Нам важно то, что благодаря хорошо налаженному севообороту это хозяйство каждый год выращивает замечательный урожай картошки, которая, как известно, для россиян второй хлеб. И вообще овощ, без которого многие хозяйки своей кухни даже не мыслят. Она, картошка, даже в «потребительскую корзину» входит. И спрос на неё, соответственно, будет. (Это я вам уже на смекалку Павла Сергеевича намекаю. На ход его мыслей.)
А когда в девяностые дом себе мой знакомый покупал, люди из деревни толпами бежали и хозяйства свои продавали с условием – хоть не даром. На многих участках до сих пор дома стоят разбитые, пожарами поеденные, никому не нужные.
И к своему участку в 30 соток, который вышел в стоимость телевизора, он прикупил ещё и соседний, такой же по площади, но с домом, не пригодным для проживания. Тот стоил как модный в то время видео видеомагнитофон. Думал в будущем там дом детям поставить, но они все городские профессии получили, в гости приезжают только в бане попариться и шашлыков на природе поесть, да деревенскими продуктами затариться. И кроме пашни и клумб на участке сейчас замечательный газон, внуки на нём очень любят играть. Да, вроде я увлекся, речь то о другом…
Имеющиеся ресурсы.
Когда ещё жила надежда на возвращение детей, между участками Павел Сергеевич построил подземный бункер-овощехранилище. По-простому – овощную яму. И здесь тоже смекалку свою применил, словчил значит. Построил бетонный бункер со стенами толщиной в 20 сантиметров очень-очень дёшево.
ПГС тогда самосвалами возили на отсыпку дороги, так он четыре машины к себе завернул, за два литра самогона каждый. И нечего тут морализировать. Время то какое было? С самой высокой трибуны страны вещали: «Берите власти сколько хотите!» Вот и брали кто как мог и сколько мог унести. Гравий, правда, пришлось самому докупать, но и его за самогон привезли.
С деревень тогда весь металлолом в райцентр свозили, на металлоприемку, так он у трассы поставил табличку, что купит арматуру на два рубля дороже, чем в скупке, так его этой арматурой завалили. Конечно, разной толщины и длины, некоторая гнутая, со следами сварки, какая-то крашеная, но сварочным делом Павел Сергеевич владел, работы не боялся, и арматуру ту в надлежащее состояние привёл.
Главное – цемент. Все цемент ради удобства в мешках покупают, в магазинах, где он через нескольких посредников прошёл, и каждый свою наценку набросил, а Павел Сергеевич у тех же сборщиков металлолома целую батарею 200 литровых бочек купил, выставил под навесом и вызвал к себе целый цементовоз. И, опять же, договорился, чтобы водитель к нему специально не ездил, а завёз цемент по пути, когда другим клиентам развозить станет. И цемент почти на двадцать процентов дешевле купил, и на доставке сэкономил!
А с досками для опалубки вообще феерично получилось. Воровать Сергеевич не любил, но и спросить не у кого было. А в конце деревни лежал упавший от старости сенной сарай. Вот там он доски и решил насобирать. И когда только разошёлся со своим гвоздодёром, подъехал Уазик. А в нём люди с погонами и без. Спросили, кто он такой и что тут делает. Павлу Сергеевичу скрывать нечего, он всё и выложил. Думал, его под белы рученьки возьмут и «куда надо» увезут, а ему спасибо сказали. Потому, что в то время не только пустые дома жгли, но и оставленные без присмотра совхозные постройки. И, добавили, что было бы очень хорошо, если бы он одной опалубкой не ограничился, а весь сарай себе на дрова увёз. Чтоб в следующем году тут можно стало землю вспахать.
И очень уж эти последние слова Павлу Сергеевичу пришлись по душе. А всё почему? Под развалинами он нашёл стандартные фундаментные блоки толщиной 25 сантиметров. И для его ямы эти блоки могли бы сэкономить изрядную долю труда и других стройматериалов. А тут – карт-бланш! Чем он тут же воспользовался. И не прогадал. В конце сарая оказался склад поломанной техники. Косилки, бороны, неисправные дизеля и другой стальной мусор, а также сгоревшие электромоторы. Всё, что в тех реалиях легко конвертировалось в деньги. А на крыше нашлось несколько десятков новеньких листов кровельного железа. Им, видимо, латали крышу как раз перед тем, как сарай рухнул. И эти листы очень даже пригодились в хозяйстве.
Теперь понятно, почему бункер обошёлся хозяину очень, очень дёшево?
А уж после всей подготовительной работы, глядя на запасы стройматериалов, оценив возможности, решил Павел Сергеевич, что его овощная яма должна стать не только овощехранилищем, но и местом, где, в случае «непредвиденных обстоятельств», могла бы спрятаться вся его семья, дети и внуки. Тогда впервые в своих мыслях он заменил слово "яма" на другое, несколько военизированное, но прочное и надёжное, как скала – "бункер".
И для большего удобства спроектировал вход не сверху, а с торца, с мощной дверью в полный рост. И удобной пологой лестницей к ней. Тоже из бетона.
А после уж всё шло как по маслу – экскаватором вырыли траншею, им же смонтировали два ряда фундаментных блоков, а после вчетвером – четвёртый зять – этот бункер и залили, пока парни были в отпуске. Бетономешалку в то время в магазине было не купить, так Павел Сергеевич собственную смастерил. Получше иной заводской. И очень она их выручила. И до сих пор исправна и стоит в сарае.
Дальше, как бетон расчётную прочность набрал, также, все вместе землёй обсыпали, насыпь сверху соорудили, а уж полки, отсеки в яме Павел Сергеевич сам сделал. И все их с женой запасы на зиму, немалые надо сказать, скромно в одном уголке помещались.
Как каждое лето отдыхать на море?
Чую, читателю не терпится узнать, а где же дело, позволяющее каждое лето на море отдыхать? А вот прямо сейчас к этой теме и подходим.
Случился как-то богатый урожай картошки. Весной завезли целый Камаз навоза, и погода не подвела. Урожай получился в два раза больше обычного. И пекли её и жарили и пюре, и шаньги стряпали, а съесть всю не смогли. И решили продать. А когда на рынок приехали, оказалось, что цена на неё ого как с осени поднялась! Возвращались приятно ошарашенные. А на вырученные деньги две норковые шапки купили, писк моды по тем временам, и импортные сапожки для супруги.
И лёгкие эти деньги оставили в душе Павла Сергеевича неизгладимый след! Оказывается, так тоже можно!
В тот год посадили картошки побольше, распахав часть газона и всё лето Павел Сергеевич строил дом для дачника, пожелавшего иметь загородный дом в их деревне. Заработал хорошо, но деньги транжирить не стал. Потому, что в голове у него появилась ИДЕЯ!
Осенью он купил 10 тонн картошки с соседних полей. Прямо на весовой. О цене я тут говорить не буду. Тогдашние цены многие уже позабыли и не вызовут нужных ассоциаций. Было потрачено чуть меньше трёхмесячной зарплаты квалифицированного рабочего. Павел Сергеевич очень внимательно следил за прогнозом погоды. Ведь картошку высыпали прямо на землю. Тут, на солнце и ветре она сохла, и уже сухую её сносили в хранилище.
Какие чувства испытывал тогда Павел Сергеевич? О чём думал?
Истраченная сумма для деревни деньги не малые. Сколько всего можно было б для дома, для хозяйства приобрести? А вместо всего этого картошка в погребе лежит. Купить легко. А вот сохранить её получится ли? Вдруг гнить начнёт? А смогут ли продать? Или органы прихватят за незаконное предпринимательство?
Полмесяца плохо спал. Ворочался. Пока рукой на всё не махнул. Да пропади они пропадом эти деньги! Вот нет же их сейчас, в яме мёртвым грузом лежат, а живут они с супругой как жили и горя не знают! Ну и не продадут они эту картошку, ну и бог с ней. С голода тоже не умрут («Картошки много, какой тут голод?» - шутил Павел Сергеевич.) Так о чём заботиться?
И совсем перестал думать об этом деле.
А проблема весной появилась. Даже продавая картошку дешевле всех на рынке, выходило, что торговать придётся очень долго и поездки съедят хорошую часть дохода.
Заехали они с женой на оптовую базу, хотели оптом картошку пристроить, а там с ними и разговаривать не стали – на разгрузке стояли две большегрузные фуры, дефицита картофеля не было.
Но поездка на базу оказалась не напрасной. Возле их машины припарковалась Газель, возле которой женщина возмущённо рассказывала своему спутнику, что ей отказались сделать скидку на картошку, несмотря на то, что она брала большую партию и платила наличными.
При этом цена, за которую она хотела отовариться, вполне устраивала Павла Сергеевича. И они ударили с торговкой по рукам.
На следующий день, на рынке, пока жена стояла за прилавком, Павел Сергеевич, неторопливо обходя торговцев и с каждым разговаривая, нашёл покупателей на оставшиеся овощи. Продал оптом картошку, излишки свеклы и морковки и даже несколько банок маринованных огурцов.
А дома, когда картошку грузили, кто-то из покупателей между делом и бросил фразу, которая перевернула представление Павла Сергеевича о его бизнесе: «Вы бы хоть табличку у дороги воткнули, чтобы мы в райцентр напрасно не мотались!»
После этого Павел Сергеевич с супругой на рынке больше не торговали. Следуя небольшой табличке у отворота дороги, покупатели сами подъезжали к ним. Потому, что у Сергеевича всегда дешевле.
Картошка той весной была в цене и супруги продали её за годовую зарплату квалифицированного рабочего! Девять месячных окладов после вычета расходов!
После того, как уехала последняя машина, они смотрели на эту стопку денег и не могли поверить, что будто по мановению волшебной палочки смогли утроить свои деньги с минимумом трудов! Это какое-то волшебство!
Супруга хотела разделить деньги между детьми, помочь им, себе кой чего купить, но Павел Сергеевич был твёрд. Осенью, после того, как загрузят очередную партию картошки, они исполнят мечту своей юности – вдвоём, без внуков поедут отдыхать на Чёрное море.
С тех пор прошло много лет. И всегда осенью картошка была в несколько раз дешевле, чем весной. А как-то и вовсе подскочила до 50 рублей за килограмм. В тот год Павел Сергеевич хранил картошки 15 тонн и заработал (уму не постижимо!) больше полумиллиона чистыми. Насколько больше, я по озвученным причинам не уточнял. Осенью они ездили смотреть чванливую Европу…
За всё время работы появлялось всё больше постоянных клиентов и каждый последующий год бункер заполняли всё сильнее и сильнее, пока не стали забивать полностью. Теперь Павлу Сергеевичу предстоит решить, строить ещё одно овощехранилище и нанимать человека для работы или остановиться на этом? Детям, как оказалось, его помощь боком встала. Старший стал с женой ссориться, о разводе поговаривают, младший купил новую машину, и пьяный в аварию попал. Не ценят дети не ими нажитое. Дочка только молодец. На отцовские деньги жилплощадь расширила, и Павел Сергеич от неё четвёртого внука ждет.
А так денег на жизнь и отдых хватает. Хотят осенью по азиатским странам прокатиться. В следующем году, если всё получится, на Курилах и в Японии побывать. На непредвиденные расходы изрядная сумма отложена, про неё даже дети не знают. Дом новый строить смысла не видят. Зачем? Дети сюда не поедут, а если что с родителями случится, зачем им лишние хлопоты создавать? Деньги, что останутся, проще поделить.
Павел Сергеевич смотрел на меня, будто ожидая совета. Но тут я ему не подсказчик. У меня у самого отличная капитальная овощная яма. В неё точно войдёт тонн пять-семь картошки. Я тоже думал заняться хранением овощей на продажу, как это делает Павел Сергеевич, но испугался, что не смогу продать закупленное, потеряю деньги и даже не попробовал… И до сих пор не был на море, что уж тут говорить про Европу…