Найти тему

По историческим местам Омска. У журналистов. Нам, на восток

Оглавление

Читать с начала

25-й день путешествия от Пензы до Владивостока на велотандеме

3. ОМСК - НОВОСИБИРСК

По историческим местам города Омска

Утром всё идёт по плану. Погода хорошая, ясная. Завтракаем, одеваемся, выносим тандем и уложенные вчера вечером велорюкзаки. Едем в сторону центра города и сворачиваем на набережную, к месту впадения в Иртыш реки Омь. Или Омка, как часто, ласково, её называют сибиряки. С этого места и начинался город. Здесь, в устье Омки, расположен речной порт, а рядом — несколько исторических памятников. Место красивое, ухоженное. Сюда любят приходить жители и гости города.

На месте слияния рек Омка с Иртыш
На месте слияния рек Омка с Иртыш

И я имею некоторое отношение к этой реке, поскольку родился на её берегах, километров на триста выше по течению.

Корабельная пушка установлена на постаменте у слияния рек, в том месте, где много лет назад на эту землю со старинных речных судов сошли люди и положили начало городу. Сегодня мы лучше стали понимать то, что совершили первооткрыватели Сибири. Как и они, когда-то, мы добрались до этого места за счёт своих сил, за девятнадцать ходовых дней, но, в отличие них, по дороге. Представим, что нет дорог, магазинов.… Всё было бы совсем по-другому. На этот путь ушли бы долгие месяцы. Да, предки наши были настоящими путешественниками!

У старинной пушки на берегу Иртыша
У старинной пушки на берегу Иртыша

Чуть поодаль, на площадке перед гостиницей «Маяк», установлена современная скульптура — огромное пушечное ядро — символ первооткрывателей Сибири. На нём изображения людей вошедших в историю Омска и многое сделавших для становления города.

Фотографируемся у старинной пушки и у большого пушечного ядра. Садимся на тандем, подъезжаем к берегу реки, ещё раз смотрим на Иртыш, полноводный, не успевший сбросить всю воду после весеннего паводка.

Пушечное ядро. Здесь в 1716 г. был заложен первый камень Омской крепости.
Пушечное ядро. Здесь в 1716 г. был заложен первый камень Омской крепости.

Поднявшись от набережной, подъезжаем к условленному месту — остановке троллейбуса, где нас уже ждёт машина с телеоператорами. Людмила Ковалёва даёт знак, чтобы мы следовали за ней. Едем за машиной к зданию информа­ционного агентства «ДО-Инфо».

Интервью журналистам «ДО-Инфо»

Съёмка уже началась. Видим, как оператор с телекамерой снимает из машины наше продвижение по городу. Подъезжаем к информационному агентству, заходим в здание. К тандему, оставшемуся внизу, сразу же был приставлен сотрудник охраны.

Мероприятие началось ровно в 11.00. Сам факт точности начала мероприятия был положительно отмечен и сразу создал хороший настрой для беседы. Меня и Людмилу усаживают за широкий стол. Просят не смущаться перед телекамерами и вести себя естественно. Так и делаем. Перед нами за столики садятся журналисты, как скоро стало понятно, представители различных журналистских жанров.

Ковалёва коротко представляет нас и предлагает своим коллегам задавать вопросы. Чтобы ввести всех присутствующих в курс дела, в нескольких предложениях рассказываю об идее нашего путешествия.

Сразу видим, что пришедшие на пресс-конференцию журналисты очень доброжелательно относятся к нам, и что идея нашего путешествия вызвала у них живой интерес. Им понравилось, что наш проект мы осуществляем по своей инициативе, что тандем и почти всё снаряжение создано нашими руками, что мы не преследуем узкие спортивные цели и не ставим перед собой жестких планов. В тоже время продвигаемся по маршруту быстро и уверенно, ориентируясь на собственное самочувствие.

Понравилось, что мы не связываем своё путешествие с выдуманными или навязанными нам идеями, отличными от самой сути этого путешествия. Кажется, нашло понимание наше отношение к спонсированию путешествий.

Вопросов задано было много. Прекрасную половину журналистского коллектива очень интересовало, как Людмила переносит ежедневную физическую нагрузку, интересовали вопросы питания в путешествии и походного быта. Сильную половину интересовали вопросы, связанные со средством нашего передвижения — тандемом, с его скоростью, проходимостью и надёжностью. А так же то, как мы проехали Казахстанскую таможню.

Высокую оценку получила идея использования Интернет-технологий в сопровождении и освещении подобного рода проектов. Когда мы перешли в технологическое помещение, в котором находилось несколько компьютеров, я попросил оператора зайти на сайт «veloplus». Это у него получилось быстро. Все журналисты были в восторге, когда увидели уже пройденные этапы нашего путешествия на экране монитора!

Пресс-конференция длилась ровно один час. В 12.00. журналисты желают нам удачного продолжения путешествия, но пока не прощаемся.

При выходе из здания, в коридоре, продолжаем обсуждение темы с журналистом, фотографировавшим нас фотоаппаратом «Зенит-TTL» (был и у меня такой, когда-то). Вот что сказал пожилой и опытный человек, представитель старой гвардии журналистов:

— Когда меня пригласили на встречу с вами, я очень не хотел идти. За свою жизнь я насмотрелся столько всяких заорганизованных походов и пробегов, что они мне до чёртиков надоели. Всё — одно и то же! Можно было сразу и безошибочно догадаться, какому съезду партии, или какому «летию» посвящается очередной из них. Шуму поднималось много, но если разобраться, то в лучшем случае, в них не было ничего особенного, а чаще всего, была сплошная показуха. Думал, и сегодня будет то же самое. С тем лишь отличием, что если раньше о спонсорах молчали, то сегодня только и слышно: «Наши любимые спонсоры». А что они, сами-то, без спонсоров? У вас же — искренне и по-настоящему. Я не жалею, что пришёл.

Думаю, что эти слова дорогого стоят.

В заключение, на ровной асфальтовой площадке демонстрируем журналистам езду на тандеме. И, конечно же, организатор пресс-конференции, Людмила Ковалева, решила сама опробовать тандем. Садится на заднее сиденье. Высокие каблуки ей не помешали. Крутим педали, совершаем два почётных круга под прицелом нескольких телекамер и фотоаппаратов. Она в восторге! Говорит:

— Это здорово! Ехать так, через всю Россию!

Прощаемся с коллективом журналистов, с Людмилой Ковалёвой. Благодарим её за помощь, за интересное и полезное время проведённое, благодаря ей, в Омске.

Совершаем ещё один круг по площадке и выезжаем на дорогу, ведущую в направлении трассы на Новосибирск. Нас всё ещё сопровождает машина с телеоператором, ведущим съёмку. Ухватив момент, когда Людмила опускает письмо в почтовый ящик, посигналив, журналисты окончательно прощаются с нами.

У телевизионщиков нелёгкая задача. Собрав нужный объём видео и звукового материала, надо успеть в считанные часы обработать его — выбрать нужное, убрать лишнее, подправить звук, скомпоновать в соответствии с сюжетом, уместив всё это в строгие временные границы. Желаем им успеха. Вряд ли, нам доведётся увидеть результаты их творческого труда, хотя небольшая вероятность этого есть. Не исключено, что во время телепередачи, мы окажемся в каком-нибудь придорожном кафе, где есть телевизор.

По трассе "Омск - Новосибирск"

Выезжаем из города. Километров двадцать едем без остановок, под впечатлением от общения с командой журналистов. Вокруг, ставшая уже привычной, тянется равнина.

В кафе, стоящем на развилке дорог, отдыхаем, пьём чай. Разговорились с водителем автомашины, обслуживающей кафе. Он сказал, что четыре часа назад здесь останавливался французский велосипедист, попил кофе и поехал в сторону Новосибирска.

По всем приметам, это был Жак Бессоль. Значит, приблизительно в восемь утра он отъехал от гостиницы. Догадываемся, в чём дело. Надо думать, что услышанные вчера «семь часов», это — семь часов утра, а не вечера! Хотя, это только предположение. Звоню из кафе по мобильному телефону в пресс-центр. Сообщаю Ковалёвой о том, что услышали от водителя. Она сожалеет.

Говорит нам, что теле монтаж материалов нашей пресс-конференции завершён и то, что получилось, очень понравилось журналистам. Сегодня небольшой фрагмент пройдёт в новостях, а завтра в вечерней телепередаче будет показано вся пресс-конференция. Ещё раз прощаемся, теперь уже точно, надолго.

На развилке, за кафе, неочевидное продолжение дороги. Трудно понять, какое из двух разветвлений является трассой М51? Дорога, уходящая вправо, с указателем на Кормиловку-Калачинск, кажется посолидней, чем уходящая влево, без всяких указателей и, поуже.

Спрашиваем у водителя, по какой из них поехал француз? Говорит, что повернул на уходящую вправо, но ехать можно по любой из них. Едем вправо, хотя сомнения были. И не напрасно. В первой же деревне, увидев указатель на М51, убеждаемся, что выбрали неправильный путь. По случайным дорогам, сделав небольшой круг, выезжаем на трассу.

Трасса на Новосибирск очень хорошая. Отличный асфальт чередуется с отличной бетонкой. Лишь на первом участке дороги стыки между бетонными плитами были довольно широкими и раздражали постоянным постукиванием колёс так, что хотелось свернуть на обочину. Но вскоре, стыки стали практически незаметны.

Такой, вот, расклад до Новосибирска
Такой, вот, расклад до Новосибирска

Ветер переложился на боковой. Температура воздуха заметно повысилась. Пытаемся купаться в одном из многочисленных озёр встречающихся вдоль трассы. Вода очень тёплая, но озеро сильно заболочено. Тем не менее, удаётся смыть дорожный пот, освежиться. Неужели наступило настоящее лето?

Сегодня мы, как-то мало обращаем внимания на окружающие нас пространства. Едем спокойно, всё больше разговариваем. Асфальт чередуется с бетонкой, бетонка с асфальтом. Вокруг, глазу не на чем задержаться — сплошные дали! Но вот, справа по направлению движения, недалеко от дороги, потянулась череда берёзовых рощ. Сворачиваем по грунтовке к ближайшей из них. Собираемся пообедать.

Прислоняю тандем к берёзе. Сделав несколько шагов в сторону облюбованной полянки, вижу, как встречают здесь непрошеных гостей. Полчища комаров поднимаются и встают непреодолимой стеной. Пришлось отступить.

На открытых же местах комаров совсем нет. Устраиваемся на проветриваемой поляне, на свежескошенном, но успевшем подсохнуть сене. Подстилаем коврики, достаём термос, продукты. Обедаем и, по ходу дела, пытаемся загорать.

Руки до локтей и ноги до колен у нас уже вполне загорели, но всё остальное до неприличия белое. Ох уж, этот «велосипедный» загар! Удастся ли в дороге ликвидировать бело-коричневый контраст?

Пригрелись, задремали. Минут сорок, не меньше, пребываем в отключённом от внешнего мира состоянии.

Открываю глаза. Видеоинформация, воспринятая ими, быстро приводит все системы организма в рабочее состояние. Вижу, как по грунтовке из-за соседней рощи выходит и движется в нашу сторону большое стадо крупного рогатого скота. Разномастные коровы, телята, быки в сопровождении двух пастухов на лошадях. Через несколько минут мы окажемся в центре стада!

Возможно, в этой перспективе ничего страшного нет. Но стоит представить как каждое рогатое существо, проходя рядом, будет останавливаться, поворачивать голову и рассматривать нас удивлённым взглядом, сразу становится как-то, неуютно. Людмила тоже в готовности. Через минуту всё собрано, застёгнуты велорюкзаки.

Видим, как за полсотни метров до нас, идущая первой корова сворачивает с грунтовки в поле и уводит всё стадо за край берёзовой рощи. Этот, несомненно джентльменский поступок позволил нам, не уронив достоинства, покинуть место нашего отдыха.

Остаток дня едем без остановок и впечатлений. Останавливаемся на ночлег в сухой, чистой и уютной берёзовой роще. Комаров почти нет, ходим без сеток.

Велокомпьютер: За день — 119 км; Время в пути — 6 час. 36 мин;
Vср. = 18,1 км/час; Vmax = 38,5 км/час. Всего — 2311 км.

Последний луч заходящего солнца ударил в отражатель на заднем крыле тандема, дав сигнал об окончании дня. Но в начале лета ночи в Сибири светлы, и мы ещё не скоро угомонимся. Соберём дровишек для печки, подправим одежду, осмотрим тандем, попишем дневник.

13 июня 2001 года, среда.
-------------------------------------

Продолжение: "По Новосибирской области".