Мы с вами в Подкопаевском переулке. Поговорили о современной застройке, пора вернуться к истории. Почти напротив бизнес-центра, о котором я рассказывала в прошлый раз, на углу Подкопаевского и Большого Трёхсвятительского переулков находится одна из самых старых сохранившихся жилых построек Москвы - так называемые "палаты Шуйских".
Я говорю "так называемые", потому что не существует документальных подтверждений тому, что этот дом действительно принадлежал семейству Шуйских. Однако охранная доска на стене дома определяет палаты именно так.
17 век, допетровская каменная постройка - величайшая редкость, заслуживающая отдельного разговора. И раз уж установилась традиция называть этот дом палатами Шуйских, да к тому же Шуйские и вправду жили в этих местах, начнём именно с них.
Шуйские
Суздальско-нижегородские князья. Во второй половине 14 века Суздальское княжество было ослаблено борьбой с татарами. После присоединения княжества к московскому княжеству Василий Дмитриевич Кирдяпа, правопреемник последнего суздальского князя, примирился с участью и получил во владение город Шуя, ставший центром удельного княжества. Его потомки стали называться Шуйскими (также из этого рода были Кирдяпины-Шуйские, Скопины-Шуйские).
На протяжении своей долгой истории представители рода Шуйских были воеводами, наместниками, крупными военными и государственными деятелями России.
Шуйские - древнейший княжеский род, ведший своё происхождение от брата Александра Невского - Андрея Ярославича. То есть самые что ни на есть Рюриковичи, по отношению к царствовавшей московской ветви Рюриковичей - следующие в очереди на престол. Ни Годуновы, ни Романовы и близко с ними не могли сравниться.
Годуновы происходили от костромского боярина Дмитрия Зерно, служившего Ивану Калите в 14 веке. Отец Бориса Годунова был не более чем помещиком средней руки в Вяземском уезде. Возвышением своим Годуновы обязаны только тому обстоятельству, что Ирина, сестра Бориса Годунова, вышла замуж за Фёдора Иоанновича - последнего из московской ветви Рюриковичей, сына Ивана Четвёртого. Наследник в этом браке не родился, и правление московской ветви Рюриковичей на Руси прекратилось.
Что же до Романовых, то их возвышение тоже случилось благодаря замужеству: из этой семьи происходила царица Анастасия, первая жена Ивана Четвёртого Грозного. Ведут Романовы свой род от некого Андрея Кобылы - боярина, служившего Ивану Калите и его сыну Симеону Гордому.
Как нетрудно догадаться, и Зерно, и Кобыла - прозвища, не связанные с земельными владениями. Эти прозвища долго и сложно превращались в фамилии Годуновых и Романовых, не буду сейчас на этом останавливаться. Просто сравните с Шуйскими и, как говорится, почувствуйте разницу.
Удивительно, какую силу сумел приобрести Борис Годунов при дворе Фёдора Иоанновича, какую ловкую интригу он смог организовать, когда Фёдора Иоанновича не стало, чтобы сделаться царём в обход Василия Шуйского. Фактически, Борису Годунову удалось стать полновластным правителем государства ещё при жизни царя Фёдора Иоанновича, не отличавшегося сильным и властным характером.
Василий Иванович Шуйский всё-таки взошёл на трон после смерти Бориса Годунова и изгнания самозванца Лжедмитрия Первого, в 1606 году, но царствовал недолго. Крестьянское восстание Болотникова в 1607 году, затем наступление Лжедмитрия Второго привели к тому, что в 1608 году царь уже не контролировал положение в стране. Чуть-чуть поправило дело успешное наступление правительственных войск под предводительством молодого Михаила Скопина-Шуйского, дальнего родственника царя. Но Скопин-Шуйский неожиданно скончался, после чего командование войсками принял брат царя Дмитрий Шуйский - и потерпел поражение от польской армии. Итогом всех этих событий стало свержение Василия Шуйского в 1610 году и его насильственное пострижение в монахи (монашеские обеты он произносить отказался, за него это сделал другой человек).
Таким образом, Василий Шуйский оказался последним Рюриковичем на русском престоле.
Затем, в сентябре 1610 года, Шуйский был выдан (не как монах, а в обычной мирской одежде) польскому гетману Станиславу Жолкевскому , который в октябре вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана под Смоленск, а позднее в Польшу. В Варшаве бывший царь и его братья как пленники были представлены королю Сигизмунду и принесли ему Торжественную присягу.
Бывший царь умер в заключении 12 сентября 1612 года в Гостынинском замке, в 130 вёрстах от Варшавы , через несколько дней там же умер его брат Дмитрий. Третий брат, Иван Иванович Шуйский, был отпущен из польского плена в Россию решением Рады 15 февраля 1620 года.
В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича Романова останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию, после чего были захоронены в Архангельском соборе Московского Кремля.
Иван Иванович Шуйский, последний из братьев Шуйских, в царствование Михаила Фёдоровича даже руководил Московским судным приказом. Он умер в 1638 году, и с ним род князей Шуйских в России угас.
В палатах, как предполагают, представители рода Шуйских могли проживать в конце 16 века. Но поскольку, как уже было сказано, никаких документальных подтверждений нет, следует относиться к этому как к городской легенде. Сейчас уже считается установленным, что эти палаты принадлежали князю Ивану Михайловичу Барятинскому - воеводе и наместнику времён правления Ивана Четвёртого, Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова.
Барятинские - тоже известнейшая фамилия в России, истоки которой восходят к Рюрику.
Отрасль князей Мезецких — князья Барятинские (также Борятинские, их фамилия происходит от названия Барятинской волости в Калужской губернии) от сыновей их родоначальника Александра Андреевича, первого князя Барятинского, разделились на три ветви. Наиболее знаменитой была старшая ветвь. К ней принадлежал князь Фёдор Петрович Барятинский, который в 1595 году построил сибирский город Сургут и крепость в городе Берёзове. В 1603 году он ездил с посольством в Крым. Человек деятельный, во время Смуты он успел послужить воеводой и Лжедмитрию ПервомуI, и Василию Шуйскому, и Лжедмитрию Второму. Сохранил он своё положение и при царе Михаиле Фёдоровиче. В 1616 году он отправился с посольством в Швецию, где участвовал в подготовке Столбовского мира между Швецией и Россией.
В отличие от Фёдора, его брат Яков Петрович сражался с Лжедмитрием Вторым, будучи одним из соратников князя Михаила Скопина-Шуйского. В 1610 году Яков Петрович погиб в сражении под Клушином, когда русская армия под предводительством Дмитрия Шуйского потерпела поражение.
В 17 веке Барятинские участвовали во многих военных походах, служили воеводами в городах, были стольниками, принимали участие в подавлении мятежа Степана Разина.
В петровское время приобрёл известность князь Иван Фёдорович (1687 — 1738). Он участвовал в Северной войне, в Персидском походе Петра командовал пехотным полком. Получил награду за отличие в сражении при Гренгаме. В 1735 году Барятинский стал московским генерал-губернатором, но пробыл на этой должности недолго, уже в следующем году получил назначение командующим в Малороссию. В 1737 году стал генерал-аншефом.
Два внука Ивана Фёдоровича действовали уже в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины Второй. Иван Сергеевич (1738 — 1811) сражался в Семилетней войне и под Цорндорфом попал в плен. Его военная карьера закончилась в чине генерал-поручика (1779). В 1763 году Екатерина Вторая назначила Барятинского состоять при её сыне - наследнике Павле Петровиче. Князь практически не занимался его воспитанием, ограничившись статусом приятного и остроумного собеседника. Более десяти лет Иван Сергеевич являлся чрезвычайным посланником и полномочным министром в Париже.
Брат Ивана Сергеевича — Фёдор Сергеевич (1742 — 1814) участвовал в убийстве Петра Третьего. При Екатерине Второй достиг чинов действительного тайного советника и обер-гофмаршала. Но когда на престол вступил Павел Первый, он вспомнил об убийце своего отца. Барятинский был вынужден принять участие в церемонии перезахоронения останков Петра Третьего в Петропавловский собор, а потом получил отставку.
Сын Ивана Сергеевича — Иван Иванович (1772 — 1825) поначалу находился на военной и гражданской службе, был посланником в Мюнхене, имел чин тайного советника. Но затем вышел в отставку и поселился в своём имении «Ивановское», где занялся сельским хозяйством, вводя в России всевозможные агротехнические усовершенствования. В честь своей второй супруги основал усадьбу Марьино. Его жена - графиня Мария Фёдоровна Келлер (1793 — 1858) прославилась как благотворительница, организатор нескольких приютов и богаделен.
Сын от этого брака — князь Александр Иванович Барятинский (1815 — 1879) с 1830-х годов принимал участие в войне на Кавказе. В 1856 году стал командующим Кавказской армией в чине генерала от инфантерии. Именно он завершил войну с имамом Шамилем, взяв аул Гуниб и пленив отважного горца. За эту победу Барятинский стал генерал-фельдмаршалом (1859). Его управление Кавказом продолжалось до 1862 года, когда он по состоянию здоровья покинул свой пост, оставшись членом Государственного Совета, в который входил с 1860 года.
Его племянник — князь Владимир Анатольевич (1843 — 1914), генерал от инфантерии (1906), генерал-адъютант (1869), с 1883 года в должности егермейстера служил начальником Императорской охоты, а с 1896 года состоял при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Из второй ветви рода князей Барятинских следует назвать боярина Ивана Петровича (1615 — 1701). В 1661 году он возглавлял русскую делегацию, заключившую Кардисский мир со Швецией, которым завершилась очередная русско-шведская война. Позднее Иван Петрович воеводствовал в сибирских городах — Якутске и Енисейске, подписал соборное деяние об уничтожении местничества, а в 1697 году принял монашеский постриг с именем Ефрем.
К младшей ветви рода принадлежал Александр Петрович Барятинский (1798 — 1844). Штабс-ротмистр Гусарского полка, он состоял членом декабристских объединений: сначала «Союза благоденствия», а с 1821 года — Южного общества. За принадлежность к ним был приговорён к вечной каторге, ограниченной затем двадцатью годами. Отбывал каторгу на Нерчинских рудниках, а в 1839 году был переведён на поселение.
По матери, представительнице младшей ветви рода, потомком князей Барятинских был Степан Петрович Жихарев (1788 — 1860). Активный участник литературной и театральной жизни первой четверти 19 века, знакомец почти всех видных писателей и актёров того времени — от Державина до Пушкина, Жихарев входил в состав литературного общества «Арзамас», где носил прозвище Громобой. Собственные литературные опусы Жихарева малозначительны, зато большой интерес представляют его «Записки современника» — литературная обработка дневниковых записей и писем, дающих яркое представление о жизни русского общества в начале 19 века.
Среди потомков князей Барятинских по женской линии — жена Пушкина Наталья Николаевна Гончарова (1812 — 1863). После гибели Пушкина Наталья Николаевна вторично вышла замуж - за генерала П.П. Ланского.
Внучка Натальи Николаевны и Ланского — Наталья Николаевна Шипова (1870 — 1945) в 1886 году вышла замуж за Евгения Карловича Миллера (1867 — 1939). Генерал-лейтенант Миллер прославился во время гражданской войны. Его войска действовали на севере России: в мае 1919 года А. В. Колчак назначил Миллера главнокомандующим войсками Северной области (с центром в Архангельске), а позднее главным начальником края. С начала 1920 года Миллер находился в эмиграции. Он пользовался большим авторитетом в Русской армии и потому в 1930 году возглавил созданный ещё бароном П. Н. Врангелем Русский Обще-Воинский Союз (РОВС), после похищения чекистами генерала А. П. Кутепова. Однако в 1937 году и сам Миллер оказался жертвой похищения. Оно было организовано при участии генерала Н. В. Скоблина и его жены певицы Н. Плевицкой, работавших на советскую разведку. Пленённого генерала привезли в Москву и держали в тюрьме до 1939 года, после чего расстреляли.
В 18-19 вв. дом многократно перестраивался и надстраивался, приобретя в конце концов нынешний свой вид. Сейчас внутри находятся офисы. Поэтому трудно сказать, насколько сохранились старые интерьеры. Внешне здание выглядит сохранно. Хорошо, что есть такое место, где можно вспомнить о Шуйских и Барятинских - знаковых именах в истории России.
Читайте об Ивановской горке здесь: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6, 7