Найти тему
Дневник М и Ко

Можно ли ничего не учить, но при этом быть хорошистом?

Был у меня однажды ученик из крайне неблагополучной семьи. Обычный ученик, не маргинальный, немного ленивый, немного безответственный, немного разгильдяй, немного как все.

Вообще не помню, чтобы он приходил с выполненным домашним заданием, когда учился в старших классах. Но был хорошистом.

Как так?

Всё просто. Запоминал весь материал с урока. Когда "заведомо благополучный" ученик начинал пыкать, пытаясь пересказать то, что он три раза прочитал дома, этот ученик запросто вставал и рассказывал то, что он услышал на предыдущем уроке. Ну, и тесты он легко решал на 4 и 5, пользуясь только теми знаниями, которые он получил на уроке (которые, к слову сказать, не пропускал).

Не помню, как он сдал к ЕГЭ. Наверное, не очень успешно, так как к экзаменам он не готовился, а потому "натаскан" не было.

Но не важно. Но если бы он был из приличной семьи, то запросто мог бы быть и отличником. И курить бы с пятого класса не начал.

А можно ли действительно вот так запросто быть хорошистом, почти нисколько не напрягаясь в учебе?

Мне кажется, что в современной школе вполне возможно.

Тут всё дело в том, что система оценивания стала гораздо мягче. Сегодня гораздо проще стать хорошистом и отличником, нежели раньше. И виной всему, как мне кажется, "слегка завышенные оценки, необходимые для поддержания баланса среднего уровня успешности".

Мне кажется, система оценивания сдвинулась на один балл. Вот реально, достаточно просто ходить в школу, слушать на уроке и всё - как минимум, тройка гарантирована. Ну, а если еще что-то отвечать и выполнять домашние задания - то за это благодарный учитель запросто поставит и четверку.

Представляете, процент качества - 40-50! Но нам говорят: "А вот в соседней школе жених украл члена партии процент 55, их похвалят, они молодцы".

А нам трудно что ли? Мы в следующей четверти сделаем 56 процентов.

Хорошистами не рождаются, ими становятся

Для того, чтобы ребенок запросто мог стать хорошистом, нужны всего 2 фактора: хотя бы небольшая способность к обучению и такой же небольшой, но обязательный родительский контроль.

В принципе, этого вполне хватает. При этом увеличенная порция одного фактора может запросто компенсировать отсутствие другого обстоятельства.

А ничего не учить?

Домашнее задание всегда на совести учителя. Правильно, когда домашнее задание дается для закрепление изученного материала, для чтения текстов к уроку и когда нужно "выучить наизусть иностранные слова, стих, константы и прочее". А неправильно, когда домашнее задание задается в стиле "мы это не успели на уроке, сами прочитайте и выполните".

Есть ученики, которые успевают выполнить домашнее задание на перемене или после уроков. А кто-то вообще в состоянии запомнить стих или иностранные слова лишь несколько раз их прочитав, опять же на перемене.

Когда я сам учился в школе, то не помню, чтобы тратил на домашнее задание более, чем 1 час поздно вечером. Чаще всего меньше. Кое-что выполнял и в классе. Учился почти на пятерки, но отличником вряд ли бы когда-то стал, так как для этого пришлось бы сильно напрягаться (а напряженных на пенсию раньше не отпускают).

Основные знания учитель должен давать на уроке. Не всегда это удается сделать в силу разных обстоятельств (причем с каждом годом этих обстоятельств становится больше). Но оценочное качество, конечно же, не падает.

А вот если бы ставить честные оценки?

К примеру, отличник должен быть реально гением, а хорошист должен не только уметь читать и выполнять домашние задания, но и еще рассуждать, делать выводы и пользоваться дополнительными источниками литературы. Ну, а троечник, конечно, обязательно должен работать на уроке и выполнять задания среднего уровня сложности.

Но это было бы неинтересно. У нас бы тогда процент качества упал бы до 10-15 процентов, а процент неуспеваемости вырос бы с 5-10 до 30-40.

***

П.С. процент качества измеряется соотношением числа тех, кто занимается на 4 и 5, к общему числу учеников.

Между прочим, коты бывают учеными. Об этом еще "наше всё" писал. Кот не срывает урок, кот не перебивает учителя, кот умет делать умное лицо, кот умеет мурлыкать, кот часто тянет руку (в смысле заднюю ногу). Этого вполне достаточно на четверку.