Найти тему
Армения-Россия

Армянский Андроников или Театр "в кресле" Аматуни Барсегяна

А.Я. Барсегян(это фото - подарок племяннику Альберту Арабяну и его жене)
А.Я. Барсегян(это фото - подарок племяннику Альберту Арабяну и его жене)
Молодой журналист Аматуни Барсегян с великими армянскими деятелями культуры:  народным артистом СССР Ованесом Абеляном и писателем Александром Ширванзаде
Молодой журналист Аматуни Барсегян с великими армянскими деятелями культуры: народным артистом СССР Ованесом Абеляном и писателем Александром Ширванзаде

У него было техническое образование, но всю свою жизнь он самозабвенно был влюблен в искусство, театр, чему и посвятил себя безраздельно. Обладая незаурядными актерскими способностями, он успешно играл (хотя и не имел театрального образования)в любительских спектаклях с самим великим армянским трагиком Ованесом Абеляном!. Впоследствии его необыкновенный актерский талант проявился в другом качестве - А.Я.Барсегян стал мастером художественного слова, единственным актером созданного им в Армении "Театра в кресле", автором и исполнителем собственных устных рассказов о своих встречах с деятелями культуры. Поэтосу его с полным правом можно было бы назвать "армянским Андрониковым"!
А начиналось все в далеком 1928 году, когда у начинающего журналиста Аматуни Барсегяна зародилась поистине гениальная мысль завести альбомы с автографами-высказываниями известных деятелей искусства об Армении и армянской культуре. И первая такая запись принадлежала великому пролетарскому писателю А.М.Горькому, который в 1928 г. находился проездом в Ростове-на-Дону, где тогда жил Барсегян, и записал несколько приветственных слов в альбоме молодого журналиста. Вскоре в этом же альбоме появилась запись М. Ипполитова-Иванова о том, как композитор создавал свою знаменитую "Армянскую рапсодию".
Как-то на отдыхе в Кисловодске А.Барсегяну удалось встретиться с писателем А.Н.Толстым, который записал в альбоме свои воспоминания о Горьком, восторгавшемся в присутствии Толстого армянской народной сказкой в обработке Ованеса Туманяна "Барекендан"("Масленица"), где высмеивались тупость и легковерие. Затем в альбоме Барсегяна появились записи В.И.Звягинцевой, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, артистов прославленного Малого театра...
А когда в 1966 году знаменитый театр им. Е.Б.Вахтангова привез в Ереван свою легендарную "Принцессу Турандот", то, конечно же, в альбоме Барсегяна сделали свои записи все известные вахтанговцы во главе с их тогдашним руководителем - бывшим учеником Евгения Багратионовича, народным артистом СССР Рубеном Николаевичем Симоновым, который вот что записал в альбоме А.Барсегяна: " Впервые я был в Ереване в 1924 г. вместе с Армянской государственной студией. Был в 1928 г. в дни постановки в театре им. Г.Сундукяна "Доходного места"
А. Н. Островского. В 1939 г. был художественным руководителем Армянской декады в Москве. В 1956 г., в дни Второй Армянской декады. был приглашен главным консультантом. Я счастлив, что мой труд оказался нужным армянскому народу, и горжусь этим! Я и мои товарищи не забудем тот исключительный прием, который нам оказали жители Еревана в 1966 году, спектаклю "Принцесса Турандот". Это был большой, радостный и незабываемый праздник! Театр Вахтангова близок по культуре армянскому театру, ведь его создатель - Евгений Багратионович Вахтангов - великий сын армянского народа!"
Есть в альбоме А.Барсегяна и стихотворные объяснения в любви к прекрасной Армении! В.И.Звягинцева:
Я люблю эту мудрость веков,
Лебединые женские пляски,
Медь горячих суровых стихов
И полотен сарьяновских краски.
Яркие впечатления от этих незабываемых встреч с деятелями искусства впоследствии А.Я.Барсегян стал облекать в художественную форму устных рассказов, которые потом с непревзойденным мастерством читал в своих концертах-моноспектаклях, являясь таким образом создателем в Армении удивительного Театра " в кресле"!
....На сцене в кресле сидит немолодой человек с благородной проседью в волосах и непринужденно, элегантно ведет увлекательный разговор со зрителями(и одновременно слушателями), рассказывая о своих незабываемых встречах с известными деятелями культуры Армении и России. Таким запомнился Аматуни Яковлевич Барсегян в своих моноспектаклях.
Обаяние и настоящая магия его необыкновенного искусства завораживали всегда переполненный во время его выступлений зрительный зал, - ведь в его моноспектаклях как живые вставали перед слушателями герои устных рассказов Барсегяна: Качалов и Папазян, Пашенная и Абелян, Исаакян и Звягинцева, Спендиаров и Хачатурян и многие-многие другие, отошедшие уже в лучший мир...
Тематика устных рассказов А.Я.Барсегяна было необычайно разнообразной, но все они были одинаково интересны, всегда звучали свежо, эмоционально и вдохновенно, неизменно вызывая восторженные отклики в душе слушателей!
Вот некоторые из них: "Рассказывают альбомы: воспоминания-автографы-встречи", Ленинградские миниатюры", "Да будет благословен тот час..." Последний был посвящен знаменательной дате, широко отмечавшейся в Армении в 1978 году, -- это 150-летие вхождения Восточной Армении в состав России. Этот интереснейший устный рассказ А.Барсегяна представлял собой композицию из трех взаимосвязанных миниатюр -
1. Слово к Хачатуру Абовяну
2. Слово к Александру Грибоедову
3. Об одной прекрасной армянке - о поэтессе и переводчице, дочери героя Отечественной войны 1812 года, армянской княжне красавице Анне Давыдовне Абамелек, некогда воспетой самим А.С.Пушкиным!
Обладая подлинным актерским талантом, Аматуни Яковлевич Барсегян был наделен и незаурядными организаторскими способностями. Не случайно поэтому долгие годы он был в Ереване директором Армфилармонии, затем и Дома работников искусств(АДРИ), что давало ему прекрасную возможность встречаться со многими интересными людьми, которые для нас, последующих поколений, уже давно стали легендой!
Даже выйдя на пенсию, этот неутомимый труженик А.Я.Барсегян
не мог усидеть дома: активно продолжал свою интересную концертную деятельность, одновременно возглавлял Общество ветеранов сцены в СТД Армении и, конечно же, не переставал пополнять свою уникальную коллекцию альбомов с автографами - этот настоящий "венок сонетов" любимой Армении, ярко свидетельствующий о многолетнем содружестве русской и армянской культуры.