День добрый, дорогой читатель! Или что у тебя сейчас за окном? Утро, вечер, ночь? Вряд-ли ночь, но может кто любит и по ночам читать серьезные труды. В любом случае, нам ничто не помешает поговорить о крайне важной в это время суток вещи - обкатке #лодочного мотора.
Ведь не за горами лето, и #водномоторная тематика, любовь к которой у нас неиссякаема, опять становится актуальной. В этой статье я расскажу о том, как я обкатывал свой лодочный мотор, малыша Меркури 3.3, своими силами.
Как ты уже наверняка знаешь, лодочные моторы, кроме размеров, марок, и мощности, делятся на два вида - 2х-тактные и 4х-тактные. Принципиальное различие на бытовом уровне у них одно - в двухтактники надо лить разбавленный с маслом бензин (как в мопеды), в четырехтактники - бензин льем чистый, а масло в отдельный бак (как в автомобиль). На вторых останавливаться не буду, ведь если ты зашел сюда, тебя интересует обкатка именно 2х-тактного мотора.
Итак, начинаем обкатку. Если ты в лодочных моторах ни в зуб ногой, видел их только в ютубчике, но мечтаешь встать владельцем этого чуда, и, что характерно, чуда исправного, то рекомендую первый запуск произвести все-же в магазине, доверив его специалистам. Я, например, так и поступил. В каждом крупном магазине присутствует (по крайней мере должен) сервис-центр, в котором эту процедуру произведут быстро и умело. Кроме того этот вариант подразумевает гарантию на мотор, тогда как если ты произведешь первый запуск самостоятельно - для магазина это может стать причиной для отказа ремонта по гарантии. Ну, в разных магазинах правила могут быть разными, тут надо уточнять по месту покупки.
Не буду томить, расскажу, что же происходило при первом пуске мотора, ведь я стоял рядом с мастером, и внимательно наблюдал за его действиями. Обкаточное масло из редуктора мастер не сливал, первый пуск производился с ним.
Обратите пристальное внимание на тот факт, что обкатывали мы японский мотор. Если ты хочешь обкатать мотор китайский, либо корейский, "масло" в редукторе строго рекомендуется сменить сразу. Его там может попросту не оказаться, либо может быть залита субстанция, не имеющая к моторному маслу никакого отношения. Также быстро проверяем, на всякий случай, чтобы всё было прикручено, винт не закусывало, отверстия в моторе не закупорены инородными материалами.
Важно! Разводим 95-й бензин со специальным маслом для лодочных моторов (подсолнечное, машинное, сливочное масла категорически не подходят!). Для обкатки мешаем бензин с маслом в пропорции 1:25, т.е. 1 литр масла на 25 литров бензина. Мотор опускаем в большую емкость с водой, и закрепляем на одной из стенок емкости. Производить пуск мотора, не погрузив его "ногу" в достаточный объем чистой воды категорически запрещено, это приведет к поломке мотора, как как через "ногу" мотор втягивает забортную воду для охлаждения. Без этой воды мотор перегреется и заклинит, а еще раньше разрушится крыльчатка помпы, которая сделана из пластика, и без смазки водой просто развалится. Это все, называется, приехали. Куски крыльчатки придется доставать уже из редуктора.
- Итак, первые полчаса даем мотору поработать на холостых, изредка слегка и кратковременно подгазовывая (примерно до половины газа). С самого пуска мотора следим за контрольной струей воды системы охлаждения, если она течет равномерно - все в порядке, если ее нет, или она плюется - срочно глушим мотор и едем в сервис-центр!
- Дальнейшую обкатку я производил уже своими силами, на даче. Сейчас многие начнут кидаться в меня подручными предметами и продуктами из холодильника, а может даже и настрочат гневный комментарий, но я решил все делать по-простому. Из подручных средств у меня был большой чан, в который я налил побольше воды. Самое важное тут - чтобы "жабры" водозабора, расположенные немного выше редуктора мотора, постоянно находились под водой. Это действительно важно, иначе вода для охлаждения не будет поступать в нужном объёме, и мотор может заклинить.
Еще крайне важно постоянно доливать в бадью свежую чистую воду, обрати пожалуйста на это внимание! В процессе обкатки богатый маслом бензин не полностью прогорает, и с выхлопными газами попадает в воду, отчего та быстро становится маслянистой, затем та же грязная вода вновь засасывается в мотор, и может закупорить мелкие отверстия. Это тоже приехали на полную переборку мотора.
- При помощи вышеописанных манипуляций, я дал мотору поработать примерно 2-3 часа, постепенно увеличивая обороты, и периодически на короткое время подгазовывая, но без фанатизма.
- Дальше продолжать это дело не было ни терпения, ни смысла, поэтому, прикинув хрен к носу, я погрузился в машину, и поехал на водоем. Там я накачал лодку, подвесил мотор, и еще часа 3 ходил по акватории примерно в полгаза. Под конец я даже отваживался секунд на 5 давать полный газ, но нечасто. Все это время я внимательно смотрел на контрольку. Да и советую всегда смотреть на нее крайне внимательно!
На этом обкатка мотора закончилась, но осталось еще одно, крайне важное дело - замена масла в редукторе. После обкатки масло в редукторе следует в обязательном порядке менять, чем я и занялся. Открутил нижний и верхний сливные болты, не потеряв и не сломав при этом пластиковую уплотнительную шайбочку, слил обкаточное масло. Следует следить, чтобы в масле не было металлической стружки в больших количествах, если это произошло, настоятельно рекомендую отвезти мотор специалистам.
У меня все было в порядке, поэтому я залил специальное масло для редукторов лодочных моторов, выдавливая его из бутылки в нижнее отверстие (1) до тех пор, пока масло не потекло из верхнего (2). Мотор должен стоять вертикально. Такой способ гарантирует, что масло в редукторе будет залито в нужном объеме. После этого мотор обкатан и обслужен, и бензин следует разводить в пропорции 1:50, к слову.
Надеюсь, эта статья помогла тебе разобраться в этом действительно ответственном деле, и обкатывая свой мотор, ты, владея этой информацией, сделаешь все правильно, и не допустишь критических ошибок.
Если понравилось, подпишись, оставь комментарий, и уверенно прожми палец вверх, это поможет развитию канала. Еще ты можешь почитать статьи про мой мотор Mercury 3.3, лодку Аква 2600, и как я их "женил". Спасибо за внимание, дорогой друг, и пока!