Найти в Дзене

Что у нас не так с собственностью на квартиры.

Часть 2

Так или иначе мы перенимаем европейский и американский образ жизни, и то, что наши соседи уже откатали на своем опыте, для нас все еще является новостью. Но на наше счастье чудаки учатся на своих ошибках, а умные на чужих. Но пока «увы и ах», у нас и школы то частного проектирования и строительства… сами понимаете - только-только формируется. А что вы хотите от зодчих которых учили строить заводы, шахты, типовые панельники и санатории ? … они вам вместо частного дома и построят санаторий только уменьшенный, со всеми вытекающими… А нужен дом для жизни одной семьи. Я не хочу обидеть наших отечественных современных архитекторов – среди них много блестящих профессионалов, да и вокруг крупных городов уже появляются крутые (с точки зрения архитектуры) поселки и красивые дома в которых удобно жить … но все остальное …. (ужас-ужас-ужас) оставляет желать лучшего. Впрочем, зарубежная архитектура тоже прошла сложный путь – и существует огромное количество частных домов, которые представляя собой памятник архитектуры мирового масштаба – оказались непригодны для проживания. Хотите пример: посмотрите виллу Савуа (иногда называемую вилла Савой) построенную в 30х годах прошлого века по заказу крупного французского капиталиста с нехарактерным для французов размахом – спроектированную великим архитектором модернистом Ле Корбюзье (по иронии – убежденным социалистом). В результате владелец прожил в ней несколько недель – и жалуясь на протечки и сквозняки – съехал. Ле Корбюзье не расстроился и оставил много других следов в истории культуры и архитектуры, в том числе нашей страны, ибо он творил и в СССР. В том числе мэтр приложил руку к созданию современных домов массовых серий, называемых в Европе «ламелями» (их там много), но я расскажу о них отдельно (если попросят )– особенно о том, как их реновируют….. Так вот у нас они именуются «хрущевками», по тому, что разработанные еще в 20-30 годы они стали массово строиться в Союзе только при Никите Сергеевиче. Ну а в Европе они известны с конца 20х и во многих европейских городах составляют до 30 % жилого фонда по сей день – у европейцев нет такого негативного отношения к данному проекту, поскольку для многих квартирка в ламели связана с сентиментальными воспоминаниями первого отдельного жилья или детством – а районы «ламелек» обычно очень зеленые и расположены близко к центру. И никто их сносить не собирается – при правильной эксплуатации срок службы ламели – 100- 150 лет. Но у нас свой путь …

К слову сказать Корбюзье искупил свою вину перед архитектурой за все свои монструозные сооружения – построив не менее знаменитый Кабанон – или «Камеру», в которой великий зодчий прожил последние годы жизни – Кабанон представляет собой триумф функционализма: он построен из фанеры и досок и занимает площадь 4 на 4 метра, но является полноценным жильем, так вот с Кабанона начинают изучение модернизма все современные архитекторы. А наши огородники видимо хорошо знакомые с творчеством маэстро массово возводили кабаноны на своих участках в 4 -6 соток в 50-80х годах и едучи по России матушке трудно не заметить сходства. Но что-то я отвлекся…

В СССР и России на протяжении последней почти сотни лет малоэтажное строительство и строительство частных односемейных домов не являлось по убеждению строительных начальников сколько-нибудь существенным делом, и почиталось среди проектировщиков и строителей – чем-то второстепенным и неважным. Ну собственно понять предков можно – в деревне каждый сам себе архитектор и строитель, а центр и пригороды больших городов предлагалось застраивать уже многоэтажными домами коммунами со всем мыслимым сервисом, от домовой прачечной до фабрики -кухни – смелость замыслов архитекторов была такова – что послереволюционные проекты русских функционалистов до сего дня входят в золотой фонд и обязательную программу изучаемую архитекторами во всем мире. К слову сказать наибольшее количество таких проектов так и осталось на бумаге. Но вот с частным и дачным домостроением – увы, получилось у нас особенно не очень. Дачные и особенно удачные проекты были редкостью. До революции - да такие проекты создавались в большом количестве, ибо были заказчики, а вот после революции и особенно войн – государству нужно было расселить несколько десятков миллионов сограждан оставшихся без крыши над головой, и было предкам не до ерунды, а советская элита была непритязательна и тяготела к санаторное курортному коллективному отдыху и жизни на госдачах в основе которых лежали щитовые домики без особых изысков. Желающие могут набрать «дача Сталина» в интернете … Сегодня это некрупное рядовое сооружение стоявшее на балансе управления Кремля, не вызывает ничего кроме удивления, ибо отличалось от аналогичных сооружений эксплуатируемых красными маршалами, министрами, профессорами и генералами – не так уж и сильно.

А вот города Европы и особенно Америки развивались несколько по другим законам – там появилось четкое деление на центр города или сити застроенную многоэтажными домами и периферию или сабурбан он же пригород – с малоэтажной частной застройкой. Многие европейские города срослись при этом в огромные агломерации, в которых выяснить, где заканчивается один населённый пункт и начинается другой можно только по карте. Кроме того, многие жители западных стран продолжили жизнь на хуторах/фермах используя сеть железных дорог и автомагистралей для поездок на работу в город. Главной особенностью современного зарубежного мегаполиса является именно вот такое разделение на собственно город и пригород – причем разделение это очень глубокое -и культурное и социальное и по образу жизни и по возрасту, ну и так далее, включая цвет кожи соседей и их привычки… Как метко сказал ребенок в одном американском фильме – в городе живут только извращенцы, миллионеры и нищие, нормальные люди живут у нас в Мил-Крике… Нам эта шутка не так понятна – хотя те, кто бывал в Штатах ее оценят. Дело в том что действительно в США 80 % среднего класса проживает в пригородах – а вот богатые и бедные в Сити. Для ЕС это тоже справедливо, но проценты будут немножко другими. Все же в ЕС много лет правят социалисты , а они любят свой основной электорат - низший средний класс для которого урбанистические пространства и разные ламели с кондоминиумами – естественная среда обитания.