Внимание, в тексте мало фото.
"Баллада о солдате" - фильм 1959 года Григория Чухрая. Внутри - черно-белая картина, показывающая 4 дня из жизни солдата.
Первый вопрос, который у меня возник задолго до просмотра фильма: почему баллада?
По определению из литературы, баллада - это лироэпический жанр. С одной стороны, героя кто-то воспевает (он же герой!), с другой - воспевают в сюжетной линии.
Персонаж в фильме - герой. Сначала на войне: девятнадцатилетний парень сбивает 2 танка, хотя не обязан, ведь он связист. Далее оправляется в отпуск - ему разрешает генерал (герой же!).
В невоенной жизни граница героя как объекта воспевания размыты. Он вливается в жизнь, где-то не понимает ее, а в других моментах не хочет осознавать реальность.
Он герой для сослуживца: согласился передать мыло родным чужого человека. Герой для девушки, Шуры: не дал ей сброситься с вагона, умереть с голоду и тоски. Алеша - герой для отца сослуживца: не забыл, вспомнил, принес подарок. Герой и для своей мамы: вернулся, но уходит вновь.
Все события проходят в прошедшем времени. В первых кадрах фильма голос за кадром сообщает, что Алексей погиб. Действия в кино дальше случаются за несколько лет до его смерти.
Самое интересное, что образ солдата - человека мужественного, сильного, сломанного, ге-не-ра-ла - здесь заменен на пугливого, мечтательного, но понимающего юношу. Мне кажется, Г. Чухрай говорит:"Да парень же! Всего лишь парень. Ему бы мяч гонять по полю да влюбляться, а не танки подрывать и раненых людей из поезда вытаскивать".
В фильме нет пропаганды. Современные картины о военных действиях, героях можно обобщить словами "идеология патриотизма". В "Балладе о солдате" не прослеживается этой мысли.
Цитирую пару предложений из книги об отечественном кинематографе "В ожидании ответа" и фильме в отдельности:
Пытаясь понять, в чем же состоит его вина, герой с ужасом понимает: в том, что остался жив. (С каким трагедийным темпераментом, с какой страстью и болью Евгений Урбанский выкрикивает с экрана это незабываемое: "Виноват! Виноват!!Виноват!!!")
"Они любить умеют только мертвых..."
Парень воевал, потому что по-другому было невозможно. Но фильм рассказывает как раз о невозможной стороне.