Операция Центрального разведывательного управления под названием «Сапата» – высадка с последующим разгромом в заливе Кочинос (Свиней) «бригады 2506» кубинских контрреволюционеров – стала ярким свидетельством того, что половинчатые решения и отсутствие политической воли – это прямой путь к поражению на войне.
Заговор
Операцию по свержению Фиделя Кастро в Лэнгли начали планировать буквально через несколько месяцев после победы кубинской революции. В добровольцах недостатка не было, в Майами на тот момент было около сотни контрреволюционных организаций кубинских изгнанников. Естественно, что патронировало ЦРУ. Самым убежденным противником Кастро в американской администрации был Ричард Никсон. Общее руководство операцией взял на себя директор ЦРУ Аллен Даллес. Ответственный за разработку и реализацию – замдиректора ЦРУ по планированию генерал Ричард Бисселл. ЦРУ прилагало большие усилия, чтобы скрыть участие США и придать всему этому видимость патриотического кубинского движения.
Заговор ЦРУ развивался при администрации Дуайта Эйзенхауэра, новы президент Джон Кеннеди был просто поставлен перед фактом.
Слухи о готовящемся вторжении на Кубу распространились довольно быстро. Вскоре после Нового 1961 года в американских и мексиканских газетах появились сообщения о том, что кубинское соединение, известное как «бригада 2506», тренируется в Гватемале. Бригада была оснащена танками, минометами, 75-мм безоткатными орудиями, базуками. Были созданы крупные сил авиаподдержки – 16 бомбардировщиков В-26 и 12 транспортных самолетов С-46 и С-54. Пилоты были в основном кубинцы.
Все рекрутированные в бригаду 2056 кубинцы получили заверение в том, что операция не может провалиться, потому что за ней стоит правительство США, а оно не допустит провала.
Для транспортировки войск и грузов ЦРУ зафрахтовало весь флот компании "Гарсиа Лайн Корпорейшн", которая единственная все еще перевозила в США рис и сахар с Острова Свободы. Шесть потрепанных кораблей за 600 долларов в день плюс расходы на топливо, экипажи и продовольствие. К ним ЦРУ добавило девять десантных кораблей, которые его агентам удалось получить через Пентагон.
План
Жизненно важным для успеха операции было уничтожение военно-воздушных сил Кастро, которые состояли из 15 бомбардировщиков В-26, 10 истребителей Hawker Sea Fury и четырех учебно-тренировочных штурмовиков Т33. После того как боевая авиация бригады 2056 уничтожит ВВС Кубы, десантный батальон высадится в Санта-Кларе, географическом центре Кубы, и захватит аэродром. Затем десантники рассыпаются веером, блокируя дороги и перерезая линии связи.
Остров разрезается пополам. Основной удар с моря наносится по Тринидаду на южном побережье. Поскольку основная часть войск Кастро была сосредоточена вокруг Гаваны и Сантьяго, движению бригады 2056 по кубинской территории никто особо не препятствует. По пути к ней присоединяются противники Кастро. Американские истребители прикрывают вторжение, оперативная группа ВМС США находится недалеко от острова, готовая откликнуться на призыв о помощи кубинского правительства в изгнании.
Кеннеди одобрил план, но настоял на том, чтобы американцы не участвовали в самом нападении, оно должно быть полностью кубинским. Он также оставил за собой право отложить окончательное решение о воздушном прикрытии США за 24 часа до начала операции.
Проблемы
В бригаде 2506 тем временем обстановка становилась все более напряженной. Политические лидеры кубинской контрреволюции были возмущены тотальным контролем ЦРУ, им даже запретили посещать тренировочные лагеря в Гватемале. Держало ЦРУ от них в секрете и дату вторжения. Последней каплей стало назначение командиром бригады капитана Пепе Сан Романо. Хотя он был один из немногих профессиональных военных в лагере кубинской оппозиции, взрыв возмущения вызвало то, что его кандидатура была выбрана ЦРУ. В итоге вспыхнул мятеж, и 200 кубинских бойцов были арестованы. Их освободили только после вторжения.
Президент Кеннеди все еще колебался. Он никак не мог решиться. Чтобы дать себе больше времени, он перенес дату вторжения с 11 апреля на 17 апреля 1961 года. 11 апреля первые корабли вторжения вышли в море из никарагуанского порта Пуэрто-Кабесас.
На 15 апреля были запланированы два события — авиаудар B -26 (Кеннеди приказал сократить ударную группу до 6 самолетов) по аэродромам кубинских ВВС, и высадка диверсионной группы Нино Диаса (168 бойцов) в провинции Ориенте.
По два самолета на каждый из трех кубинских аэродромов — Кампо Либертад на окраине Гаваны, аэропорт Антонио Масео в Сантьяго-де-Куба в 450 милях к юго-востоку от Гаваны и Сан-Антонио-де-лос-Баньос.
Все шесть бомбардировщиков благополучно вернулись в Никарагуа. Однако результаты удара были ничтожными. Уничтожено было всего 2-3 самолета противника, командование кубинских ВВС, готовясь к вторжению, рассредоточило авиатехнику.
Пилоты бригады 2506 готовились нанести новый удар. Двигатели их B -26 уже набирали обороты на аэродроме в «Счастливой долине» в Никарагуа, когда пришел приказ Кеннеди отменить любые авиаудары. Большинство американских генералов, участвовавших в планировании операции, объявили это решение катастрофическим. Операция «Сапата» была обречена.
Вдобавок ко всему, Нино Диас отказался высаживать своих диверсантов в провинции Ориенте, потому что ему не нравился ход операции. Кубинские войска успешно изолировали мятежников на побережье в горах Эскамбрай, они не могли помочь вторжению.
Буквально перед вторжением ЦРУ решило изменить место высадки с песчаных пляжей Тринидада на залив Свиней (более чем в 100 милях к востоку). По данным разведки, этот район представлял собой малонаселенный участок территории, изолированный от остального острова коварными болотами Сапата, пересеченными двумя узкоколейными железными дорогами и хитрыми тропами, известными только местным жителям. Ставка делалась на то, что основные силы из Гаваны прибудут нескоро, за это время бригада 2506 успеет высадиться и расширить плацдарм.
Но американцы не знали, что этот хорошо знакомый Кастро район (он ловил тут форель) «облагораживается». Теперь болото пересекали три дороги с твердым покрытием. Строился курортный комплекс и еще 180 бетонных домов. Так что кубинские войска прибудут без задержки.
Высадка
16 апреля оперативная группа ВМС США, состоящая из авианосца "Эссекс" и семи эсминцев, тайно встретилась у кубинского побережья с семью потрепанными кораблями флота вторжения. Американцы лишь выполнили роль эскорта, но имели приказ ни во что не вмешиваться.
Незадолго до полуночи в воскресенье 16 апреля шесть водолазов во главе с Энди Пруной и агентом ЦРУ Грейстоном Линчем проскользнули к берегу в Плайя-Хирон, чтобы отметить берег для высадки. Их резиновая лодка была еще в 50 ярдах от берега и зацепилась за риф. И тут ее осветили фары кубинского военного джипа. Американцы открыли стрельбу, изрешетив джип и двух ополченцев.
Элемент неожиданности был утрачен. Водолазы сновали вверх и вниз по пляжу, устанавливая сигнальные огни. Десантные корабли двинулись к берегу. Один из них ударился о риф и вскоре затонул. Но десантники добрались до берега.
Сопровождавший бригаду 2506 агент ЦРУ Грейстон Линч получил срочное сообщение из Вашингтона: “У Кастро все еще есть действующая авиация. Ожидайте, что по вам ударят на рассвете. Выгрузите все войска и припасы и как можно скорее выведите корабли в море.”
1453 солдата бригады 2506 под командование Пепе сан Романо начали высаживаться в Плайя-Хирон в предрассветные часы 17 апреля. Там же высадились 4-й танковый батальон (10 танков М41) и артдивизион. Другая часть десанта под командованием Уго Суэйро высадилась в Плайя-Ларга глубоко в устье залива, в 20 милях отсюда.
В Гаване Фиделя Кастро разбудили в 1:15 утра и сообщили, что вторжение началось. Он немедленно принял личное командование.
К 6 часам утра, когда силы вторжения все еще продолжали высадку, кубинские войска были готовы к контратаке. Авиаподдержка – 9 самолетов. Они начали атаки против флота вторжения. Нагруженный боеприпасами "Хьюстон" начал тонуть. "Рио Эскондидо" (боеприпасы, топливо, медикаменты) взорвался. Также потопили "Марсопу", с которой координировалось вторжение, и несколько небольших судов. Агент Линч получил приказ уводить корабли.
На подмогу силам на плацдарме шесть военно-транспортных самолетов (пять С-46 и С-54) выбросили 1 воздушно-десантный батальон (177 человек) в районе Сан-Блас. Один С-46 был сбит. Всего в силы вторжения потеряли 12 самолетов. На одном из них (В-26) летали американцы Пит Рэй и Лео Фрэнсис Бейкер. Их тела хранились замороженными в гаванском морге в течение следующих 18 лет.
Американские пилоты палубных штурмовиков А-4Д с авианосца "Эссекс" беспомощно наблюдали за действиями боевой авиации Кастро. Они получили приказ не вмешиваться.
Разгром
Два В-26 бригады 2506 разгромили вражескую колонну – 900 человек на 60 машинах, включая автобусы. Но все уже было кончено.К полуночи периметр вокруг плацдарма был плотно запечатан. Силы вторжения были выбиты из Плайя-Ларга. Кубинская группировка составила примерно 20 тысяч бо йцов. Двое суток велся беспрерывный артиллерийский огонь.
В ходе первой атаки кубинских сил на Плайя-Хирон оборонявшиеся сумели уничтожить три танка Т-34-85 и броневик. 19 апреля кубинские танкисты уничтожили два танка противника.
Боеприпасы закончились, помощи ждать было не откуда. Комбриг Сан Романо приказал своим людям рассеяться и уходить в джунгли. Большая часть сдалась. Бригада 2506 потеряла 80 человек убитыми в бою на суше и еще 40 во время высадки. В плен попали почти 1200 человек. Официальные потери кубинской армии – 156 убитых и до 800 раненных человек. Сан-Роман и около 50 его бойцов сражались в болотах Сапата еще в течение двух недель пока голод и жажда не заставили их сдаться.
Также по теме:
Кубинские наемники в Конго. Против повстанцев симба и Че Гевары
Кубинцы против южноафриканцев. Куито Куанавале – последнее сражение «холодной войны»
Кубинская военная активность в Африке
Военная экспедиция на Кубу: флибустьеры и генерал Нарцисо Лопес. Часть 1
Военная экспедиция на Кубу: флибустьеры и генерал Нарцисо Лопес. Часть 2
Битва за Гренаду – провал Пентагона, объявленный победой
Сражение за Панаму - первая война США после "холодной войны"