Елена, с детьми вы работаете очень давно (ещё начиная с театра). Вы мечтали об этом, как-то шли к этому? Или всё решил случай?
Всё моё творчество, так или иначе, связано с детьми. Но планы мои поначалу были другими. Я мечтала стать актрисой. Мечта сбылась, и после учёбы меня приняли в детский музыкальный театр «Синяя птица» в Великом Новгороде.
Тогда я не придавала значения тому, что театр детский. В отличие от других, он был музыкальным, с весёлой и творческой молодёжной труппой, и, конечно, поэтому мне хотелось работать именно там. Но сейчас я это расцениваю, как счастливейшее совпадение, которое стало основой карьеры. А потом ещё интереснее! Я пришла на телевидение ведущей и сценаристом детской программы, через несколько лет освоила профессию телевизионного режиссёра. Кстати, именно на ТВ я приобрела огромный сценарный опыт, который пригодился впоследствии, когда я решилась писать книги.
Когда вы начали писать для детей? Было ли какое-то событие, послужившее толчком к писательской карьере?
Работая в театре и на телевидении, я писала много сценариев для детских передач. Так как программа моя выходи́ла в эфир 5 раз в неделю, а проработала на телевидении я двенадцать лет, то можно себе представить, сколько накопилось материала. И в один прекрасный момент я решилась написать детскую сказку.
Работа была новой и интересной. Я с радостью написала первую книгу «Школа хороших манер для маленьких принцесс». До этого я, конечно, читала книги, где детям рассказывали, как себя надо вести, но всё это казалось мне очень скучным. И я написала сказку с весёлым детективным сюжетом. Затем от издательства АСТ поступило предложение попробовать написать книгу в серию «Прикольный детектив». Написала сказку «Лесной дозор», книга понравилась, написала ещё, а потом ещё… и ещё…!
Что, на ваш взгляд, главное нужно знать и помнить, когда работаешь с детьми или пишешь для них?
Нужно знать, что детям интересно, а что нет. Объём знаний, получаемых в школе, и увлечения современных детей. Я отслеживаю детские современные книги, телепрограммы, фильмы и мультфильмы, чтобы быть в курсе, но это не главное.
Писатель должен знать, что именно он хочет сказать. Какую мысль донести до своего читателя. Мне очень хочется приобщить ребят к чтению. Сегодня это сложно. На детей сваливается много информации: телевидение, интернет, школа, плюс родители пытаются обязательно отправить ребёнка в студию, кружок, спортивную секцию. Книга должна выдерживать огромную конкуренцию.
Поэтому в моих книгах так много иллюстраций, захватывающие сюжеты, тайны, загадки, а главное, мир, полный волшебства и чудес.
Ведь через сказку проще всего завладеть вниманием маленького читателя. Он читает о приключениях, а заодно получает новые знания. Очень важно, чтобы книга учила дружить, заботиться о близких, а так же учила отличать хорошие поступки от плохих.
Сказка несет в себе еще и развивающее, педагогическое и психологическое действие. Обо всем этом нужно помнить и сочетать в таких пропорциях, чтобы сказка оставалась сказкой, а не было похожа на сборник правил и уроков.
В детских книгах почти всегда есть иллюстрации. Они помогают ребенку лучше осознать текст и наглядно представить его?
Художественное оформление книги для ребёнка играет важную роль. Так как уровень знаний у детей ниже, чем у взрослых, ребёнок не все описания может себе представить. Рисунки помогают более полно и ярко воспринять текст. Это очень важный аспект для привлечения детей к чтению. Но иллюстрации должны не только разжёвывать текст, но и привносить в него юмор, доброту и интересное ви́дение событий.
Для того чтобы книги сделать более интересными я добавляю множество игр, загадок и раскрасок. Ребёнок может не просто читать, а играть с книгой, помогать персонажам.
Должен ли взрослый оставаться ребёнком, чтобы писать для детей? Или у него просто должен быть особый взгляд на мир?
Да, наверное, в душе детские писатели во многом остаются детьми. Я, например, обожаю сказки. Ещё важно не растерять способности восхищаться и видеть прекрасное. Но и взрослым оставаться крайне важно. Нужно уметь быть и педагогом, и психологом. Я имею в виду не профессию, а качества характера. Здесь ведь как у врачей, главное, не навредить. Важно помочь родителям своими сказками объяснить ребёнку, что такое мир и научить в нём жить?
А вообще, писать для детей очень сложно. Недопустимы какие-то длинные описания, рассуждения, потому что у детей ещё маленькая «насмотренность», словарный запас. Им нужно писать просто ювелирно – лаконично, чётко. Абзац пишешь, а потом проверяешь по фразам – поймут или не поймут, не много ли я тут всего понаписала, понятно ли, не скучно ли, не потеряется ли внимание...
Откуда вы черпаете вдохновение и сюжеты для своих книг?
Вдохновение приходит само собой, когда у тебя есть мечта. Мне хочется многому научить детей, и сделать их жизнь более радостной. И, конечно, вдохновляют сами ребята! Для писателя общение с читателями очень важно. Например, на встречах возникают ситуации, когда ты рассказываешь об одном герое, как тебе кажется самом интересном, а ребята начинают цитировать и интересоваться второстепенным персонажем. Вот тогда, если книга имеет продолжение, уже больше уделяешь внимания и другим понравившимся персонажам.
Вообще, мне очень нравится общаться с читателями. На встречах я не просто беседую о книжках, но и стараюсь, чтобы ребята получили максимум положительных эмоций. Тем более, что это очень помогает понять чем живут ребята, их интересы, над чем размышляют, над чем хохочут. А когда знаешь это, тогда и книги современны и читаемы.
Детские книги — книги для детей или также для взрослых?
Всё зависит от взрослых. Если в их душе остался ребёнок, то книги, конечно, и для этих детей. Мои книги для тех, кто любит сказку и волшебные добрые миры, не зависимо от своего возраста. Я очень радуюсь, когда родители говорят, что сами с удовольствием читают мои книги детям. Ведь что может быть лучше, чем вечер, проведённый всей семьёй за чтением сказки вслух? Это прекрасно.
Добро всегда должно побеждать зло?
Да. Это необходимо, иначе любое действие не имеет смыла. Я глубоко уверена, что добро побеждает не только в сказках, но и в жизни.
В детских книгах мы учим детей добру. Важно чтобы ребёнок осознавал – плохим быть плохо. Но что делать, если ребёнок совершил плохой поступок? Все дети время от времени бывают виноватыми. Для этого я использую приём «исправление» – плохие персонажи осознают, что были не правы и исправляются. Тем самым добро побеждает не внешне, а изнутри. Добро должно победить у каждого в душе. И если ребёнок поступил плохо, ему надо объяснить, что можно и нужно исправиться.
Я часто слышу, от родителей, что перед тем, как дать ребёнку книгу незнакомого автора, они сначала сами читают книгу. Это правильно. Важно, чтобы родители знали, что автор «безопасен» для чтения, а ещё лучше полезен.
Я рада, что моим книгам родители доверяют.
Ребёнок должен верить в сказку и чудо, или нужно формировать в его сознании понимание того, что для достижения цели необходимо трудиться?
В чудо хочется верить всем – и детям, и взрослым. Просто кто-то верит в чудеса «по щучьему велению», а кто-то в чудеса, которые можно сделать своими руками. И эти чудеса – учёба, работа, любовь, дружба, доброта. Я за такие чудеса, и о них я пишу в своих книгах.
Благодарю вас за интересную беседу. До встречи 28 марта в 14:00 на Неделе детской книги от проекта "Библиотекам в дар" им Олега Жданова. Уверена, вас ждут самые необычные вопросы от детей из разных регионов России!
Приглашаем всех желающих на встречу с детским писателем Еленой Хрусталёвой!
Светлана Кривошлыкова