"У нас все есть. Смотрите!..". И вправду, все есть. Каменный дом в селе Воротово, под Тулой. Хозяйство, 30 соток картошки в поле за выгоном. Скотины полон двор. Хозяин, Алексей Терехов, рослый, видный парень работает не в совхозе, а в Белове на спиртовом заводе. Тыщи две в месяц приносит. Хозяйка "Тонька все поспевала, ничего у нее мимо рук не шло. Сам-то Алексей до всего доходить не привык".
Да вот беда приключилась. "Этой зимой Алексей овдовел, годовалый ребенок остался". Антонина поехала в Тулу мясо продавать. Зима, "а она в открытой полуторке поехала. Жадность сгубила, простудилась и умерла".
Без хозяйки в доме никак. И Алексей приводит в дом молодую жену.
Ну как молодую...Вот молодая:
А Маня лет на восемь всего-то младше Терехова. Взял он девушку из соседнего села.
Рассказ "За каменной стеной" был написан Ириной Велембовской в 60-х годах. Добротный образчик соц.реализма. А вот когда Менакер задумал фильм, Велембовской, стиснув зубы, пришлось перекроить рассказ, адаптируя сценарий для городского зрителя. Иначе кто ж будет смотреть и сопереживать вот такой Мане:
И в фильме все хорошо заканчивается: семья сохраняется, подлец Володька кусает локти и огурцы, "культура нежная", остались целы.
Фильм хороший, а рассказ и того лучше, только вот, Ирина Александровна, почему Вы так сурово с Алексеем расправились?
Год после смерти жены Терехов справлялся и с хозяйством и с ребенком пятимесячным. Тетка Анна ему помогала. Работал также на спиртовом заводе, висел на Доске почета. Маняшу он выбрал, потому как "девушка тихая, небалованная". Живет с матерью, у которой "сухая рука", она не может работать, получает пенсию. Живут небогато, отца на фронте убило.
Выбирал Алексей жену с прицелом, чтоб работала в совхозе, иначе у него надел отберут, корову и свиней. Присмотрел сироту безотказную, чтоб и в совхозе трудилась и дома все поспевала. Да чтоб мягкая и понятливая была, не как Тонька - "чурка бесчувственная".
И уж после, когда Маня сбежала из Воротова домой, они с матерью в две глотки накинулись на Алексея, обзывая его кулаком и бесчувственным человеком, отдавшим Люську сестре.
Но позвольте, Маня, вы же видели, куда шли. Желая отомстить жениху-моряку, как в омут, кинулись в замужество. Хотя Алексей был честен:
"За мною будете, как за каменной стеной",
"Если хотите, дочку можно Тониной сестре отдать, она хотела взять",
"Ждать не приходится, у меня хозяйство",
"Только бы согласие между нами было, только бы согласие".
Не получается у Мани семейная жизнь. Старается, трудится, к девочке привязалась, тетку жалеет. Из последних сил выбивается, а муж с полным равнодушием относится к ее нечеловеческим усилиям. И согласия обещанного нет.
Все рушится, когда он Люську отдает. Безвозвратно.
Но разве и Маниной вины тут нет? Детскими обидами, молчанием, слезами, подначками доводит она мужа до этого страшного решения. Не по себе сук срубила, Маня. И принимать решение о замужестве, желая утереть нос бывшему жениху - неразумно. Так кто виноват в развале семьи? Как ни крути, вина на женщине.